?
Реализация проектов партисипаторного бюджетирования посредством интернета
Статья посвящена обзору возможностей и рисков интернет-решений в реализации партисипаторного бюджетирования. Разбираются несколько зарубежных примеров, опыт которых может быть использован для масштабирования партисипаторных практик в России. Анализируется дизайн механизмов вовлечения граждан в процесс партисипаторного бюджетирования в городах Белу-Оризонти, Ла Плата, Фрайбург, Потсдам, Париж, Рейкьявик, Нью-Йорк и др., разбираются их отличительные черты. Обсуждается вопрос об использовании различных каналов коммуникации для максимального охвата населения. Выделяются следующие риски и ограничения реализации проектов партисипаторного бюджетирования посредством интернета: а) количество участников обсуждений в Интернете, как правило, обратно пропорционально качеству обсуждений; б) сложно подобрать корректный, но достаточно удобный для граждан метод верификации, исключающий накрутки; в) успешные зарубежные примеры появляются в тех странах, где достаточно высок предшествовавший уровень технологического развития и уже существуют традиции интернет-участия, пользующиеся доверием со стороны граждан; г) использование Интернета неравномерно в разных группах населения, поэтому по средствам интернет-участия можно дискриминировать определенные социальные группы. Аргументируется тезис о важности диверсификации возможностей участия населения через разные каналы, среди которых Интернет является возможным, но не единственным.