• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Вуз вне системы профессиональной подготовки специалистов как итог многолетних реформ российского высшего образования.

Щербина В. В., Попова Е. П.

Статья посвящена проблеме радикального изменения результирующего продукта деятельности российских вузов за последние 30-35 лет, приведшего к растущему дисбалансу между структурой, количеством и качеством производимых вузами кадров и потребностью работодателей в разнотипных профессионалах высокой квалификации.

Авторы считают, что это изменение было вызвано: а) разрушением советской системы высшего образования; б) переводом этой системы на западные модели организации ее деятельности; в) унификацией разнотипных вузов и сведением их разнообразия к единой модели университета; г) переводом вузов на двухуровневую систему обучения (бакалавр-магистр); д) предоставлением вузам права формировать образовательные программы и зарабатывать деньги на их реализации, принимая абитуриентов, не соответствующих по уровню подготовки. Именно эти процессы привели к значительному увеличению числа отечественных  вузов и обучающихся в них студентов, подготовка в которых ведется вне связи с объективной социальной потребностью в различных типах квалифицированных кадров. 

Вуз перестал быть заключительным звеном в системе профессиональной подготовки кадров – деятельности, где заказчиком на конечный его продукт  выступали либо государство, либо организации-работодатели. Он стал по факту организацией, оказывающей образовательные услуги студенту и его родителям.

Развитие системы высшего образования и отдельных вузов в этом направлении уже привело к невостребованности большого количества выпускников на рынке труда, с одной стороны, и к попыткам крупных работодателей готовить специалистов, не прибегая к услугам вузов, - с другой. Система высшего образования в этом виде не только не выполняет свои социальные функции, но является расточительной и создаёт потенциал конфликта за счёт избытка формальных носителей высшего образования, для которых нет места в реальной экономике.

Авторы связывают развитие отечественной системы высшего образования с выделением относительно небольшого количества вузов, и дифференциацией их на группы, число которых будет соотнесено с жанром предстоящей деятельности выпускников (исследовательской в сфере академической науки, проектно-технологической и проектно-конструкторской, педагогической и другими), а также – с обоснованными прогнозами потребностей работодателей в разных сферах жизнедеятельности общества.