• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Посткризисная трансформация цепей создания стоимости автомобильной отрасли: уроки кризиса 2008 г.

Битюцкая А. А., Клочко О. А.

Автомобильная промышленность относится к отраслям, значительно пострадавшим в результате кризиса 2008г. Это отрасль со сложной цепью создания стоимости, ее посткризисное восстановление сопровождается трансформацией связей между участниками цепей поставок и приводит к изменению конкурентных позиций отдельных стран и регионов. Изучение специфики развития цепей поставок в автомобилестроении до и после кризиса 2008г. позволяет выявить возможные пути восстановления отрасли от последствий других глобальных кризисов, в т.ч. COVID-19. Цель исследования состоит в выявлении и оценке основных изменений, произошедших в цепях создания стоимости крупнейших стран-экспортеров автомобилей в результате мирового финансового кризиса 2008 года. В статье анализируются практика формирования и функционирования цепей создания стоимости в мировой автомобильной отрасли в целом. На основе статистической базы данных по добавленной стоимости TiVA 2018 исследуется динамика и региональная структура экспорта крупнейших стран-экспортеров в терминах добавленной стоимости (Германия, США, Япония, Южная Корея, Китай). Изучается и обосновывается изменения в структуре зарубежной добавленной стоимости крупнейших экспортеров автомобилей, а также оценивается интенсивность вовлечения стран в цепи создания стоимости до и после кризиса. В результате исследования получен основной вывод о том, что несмотря на региональный характер производства и потребления в мировом автопроме тренд регионализации цепей создания стоимости после кризиса не усугубился. В отрасли наблюдается увеличение роли азиатского региона как потребителя готовой продукции и как экспортера автомобилей. В ряде стран доля домашнего региона в экспортных поставках и происхождении зарубежной стоимости снижается. Уровень интеграции в отрасли сильно различается в зависимости от страны-экспортера, однако все страны увеличивают степень своего восходящего участия. Развитые страны все более активно принимают участие в экспорте промежуточной ДС, а развивающиеся страны сконцентрированы преимущественно на финальных этапах производства и сборке готовой продукции.