• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Современное изобразительное искусство Ирана как отражение процесса формирования новой национальной идентичности

Данная статья посвящена вопросу формирования новой национальной и социальной идентичности иранцев и отражению этого процесса в работах современных иранских художников. 

Цель данной работы – выявить признаки кризиса национальной и социальной идентичности иранцев посредством анализа картин мастеров тегеранской школы. 

Ввиду междисциплинарного характера исследования при его подготовке автор использовал методы и подходы, применяемые в культурной антропологии, этнологии, социологии, истории и искусствоведении.

Источниковой базой для данного исследования послужили визуальные и письменные источники и материалы, полученные автором в ходе длительных экспедиций в Иран в период с 2016 по 2020 гг. Среди них особую ценность представляют копии картин Фарзане Таджик и других представителей художественной школы Масуда Кешмири, а также Тахере Самади, Моштабы Таджика, Афарин Саджеди.

На основе постулатов культурного релятивизма автор утверждает относительную обособленность культур и этносов, проживающих на территории Ирана, разнообразие путей их развития, ценностных систем и культурно-исторических типов. При этом делается акцент на связи этнической духовной культуры с условиями возникновения и функционирования этноса.

Современное иранское общество состоит из нескольких этнических и религиозных слоев, которые особым образом переплетены друг с другом, что и обуславливает основные принципы и законы функционирования его автономных частей (ценностных систем и культурно-исторических типов) в составе сложного целого, поэтому идентичность иранцев определяется автором как смешанная (лоскутное полотно).

Национальная идентичность иранцев представляет собой многослойную структуру, в основе которой лежит персидская культура, зороастрийские верования, шиитский ислам и современные течения. 

Традиции модернизма в иранском изобразительном искусстве начали зарождаться после Второй мировой войны, причем этот всплеск сопровождался тенденциями к абстракционизму в различных его проявлениях. 

В XXI в. иранская современная живопись тегеранских школ представлена различными направлениями, среди которых поп-арт, гиперреализм, сюрреализм и др. Анализ каталогов работ современных художников выявил наличие пограничных тем и образов в их творчестве, свидетельствующих о кризисе онтологической безопасности и социальной идентичности, начале общественной деконструкции. При этом воспроизведение традиционных пэттернов в совокупности с новыми тенденциями в работах иранских художников способствует устойчивости персидской культуры.