• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Кто такой Homo oeconomicus?

Экономическая политика. 2020. Т. 15. № 1. С. 8-39.

В работе прослеживаются исторические корни концепта «человек экономический» и анализируются методологические предпосылки, лежащие в основе модели рационального выбора, традиционно составлявшей «твердое ядро» экономического подхода к человеческому поведению. Выражение Homo oeconomicus было введено в конце XIX века в Великобритании критиками политической экономии, с тем чтобы на терминологическом уровне зафиксировать явную нереалистичность выработанных ею представлений о человеке и человеческом поведении. Однако экономисты достаточно быстро апроприировали этот концепт, сделав его оценочно нейтральным и начав использовать в собственных аналитических целях. При этом они с самого начала понимали, что это не более чем абстрактная концептуальная схема, не способная претендовать на дескриптивный реализм. Соответственно, критика этой модели со стороны социологов, антропологов и психологов чаще всего оказывалась несостоятельной по причине смешения ими понятий «аналитический конструкт» и «антропологический тип». Специальное внимание в статье уделено превращению современной экономической науки из монопарадигмальной в мультипарадигмальную и появлению в ней множества альтернативных моделей человека. В этом контексте обсуждаются традиционная («узкая») версия Homo oeconomicus’a, его расширенная (беккерианская) версия, поведенческая экономика, нейроэкономика, геноэкономика. Концепция человека, из которой исходит экономическая наука, сравнивается также с концепциями человека, эксплицитно или имплицитно присутствующими в других социальных дисциплинах. Автор приходит к выводу, что в «снятом» виде конвенциональный Homo oeconomicus остается точкой отсчета даже для новейших экономических и психологических исследований, в которых он подвергается разнообразным формам деконструкции.