• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Отношение потребителей к экономике совместного потребления в России

Российский журнал менеджмента. 2020. Т. 18. № 2. С. 255-280.

Статья посвящена изучению основных характеристик экономики совместного потребления как одного из самых быстроразвивающихся секторов Индустрии 4.0 в мире и в России. В связи с возрастающей ролью потребителей как ключевых экономических агентов при исследовании экономики совместного потребления фокус направлен на выявление причин, по которым потребители принимают решение участвовать в соответствующей деятельности. В рамках работы проанализированы проблемы и перспективы развития экономики совместного потребления в России, а также выявлены драйверы и барьеры, с которыми сталкиваются потребители в этой сфере, принимая решение начать пользоваться сервисами совместного потребления. Для выявления факторов, определяющих поведение потребителей экономики совместного потребления в России, проведено количественное исследование, выборка которого составила 2573 респондента. Анализ эмпирических данных позволил выявить шесть основных факторов участия в экономике совместного потребления с позиции потребителя: (1) отношение к экономике совместного потребления; (2) сложность перехода к экономике совместного потребления; (3) воспринимаемый риск; (4) роль собственности; (5) влияние референтных групп; а также (6) гигиенические аспекты экономики совместного потребления. В результате кластерного анализа были выделены три кластера потребителей: (1) потребители, нейтрально относящиеся к экономике совместного потребления; (2) скептически настроенные потребители; (3) компетентные потребители. Полученные результаты представляют интерес как для исследователей, так и для практиков в сфере управления, так как позволяют сделать вывод о проблемах и перспективах развития экономики совместного потребления в России на основе анализа сдерживающих развитие отрасли факторов (барьеров) и стимулирующих развитие факторов (драйверов) с учетом особенностей поведения российских потребителей экономики совместного потребления.