• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Nostalgia, Hollywood Style: Costumes in Contemporary Films about American Cinema History

Communications. Media. Design. 2019. Vol. 4. No. 2. P. 129-141.

На протяжении последних двух десятилетий в массовой культуре все чаще обнаруживается стремление к ретроспекции, к заимствованию образов культуры прошлого и их сознательному транслированию в сферах медиа, рекламы, дизайна, модной индустрии, телевидения и кинематографа. Действительно, ностальгический характер современной культуры — это своеобразный дух времени, который способствует актуализации элементов культуры прошлого и помогает лучше отрефлексировать наш актуальный опыт. Изучение подобной рекурсии образов прошлого в различных контекстах представляется перспективным направлением исследований в современном научном поле.

Обращаясь к конкретным примерам реализации этой тенденции в современной культуре, стоит отметить активизацию трендов, связанных с репрезентацией ностальгического образа прошлого в кинематографе, также характерную для последних двух десятилетий.

Особенно заметным представляется появление на экранах фильмов в стиле ретро, которые взывают к образам истории кино и, конкретнее, к «золотой эре» голливудского кинематографа. Этот конкретный тренд тем не менее остается мало отрефлексированным в научном поле. Несколько недооцененным представляется и вопрос о перспективах изучения функций костюмов в ностальгическом кино.

Костюмы в кино позволяют не только достроить визуальный образ персонажей фильма, но также дополняют портрет героев невербальными характеристиками, которые вступают в визуальную коммуникацию со зрителем. В случае с ностальгическим кино костюмы также являются частью механизма конструирования ностальгического переживания у зрительской аудитории. Если объектом ностальгии в фильме является определенная эпоха как своеобразный культурный конструкт, то на костюмах будет лежать ответственность за репрезентацию выбранного исторического периода. Если же фильм провоцирует ностальгию по конкретным объектам культуры прошлого (например, по старым фильмам и опыту их просмотра), то дизайн костюмов также будет напрямую или косвенно апеллировать к эстетическим особенностям этих культурных объектов. Так, костюмы в фильмах, которые воссоздают ностальгический образ «золотой эры» голливудского кино, так или иначе связаны с кинокартинами той эпохи.

В свою очередь, создание костюмов в эпоху классического Голливуда являлось одним из важнейших этапов кинопроизводства. Голливудские фильмы той эпохи функционировали как своеобразные модные киножурналы: роскошные костюмы отличались экстравагантностью и притягивали к себе внимание зрительской аудитории. Более того, отдельные эпизоды в некоторых фильмах 1930–1940-х были буквально сконструированы как модные показы. В эпоху, когда элитарная высокая мода демонстрировалась исключительно в закрытых салонах, голливудское кино берет на себя функцию своеобразного вестника моды для масс. И хотя костюмы в американских фильмах тех лет далеко не всегда соответствовали трендам высокой моды (в силу отсутствия задачи их прямого воспроизведения), стильная одежда в кино способствовала становлению голливудского мифа о гламурном стиле жизни и подтверждала статус звезд американского кино как новых икон стиля.

В данной статье на примерах современных ностальгических фильмов рассматриваются различные стратегии трансляции визуальных образов классического голливудского кино через костюмы героев.