• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 32 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Шилина М. Г. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2016. № 3.

Новые форматы цифровых данных – Big&Open Data – изменяют технико-технологические и социальные параметры коммуникации, определяют новый этап датификации. Data driven communication трансформирует параметры социальной профессиональной коммуникации (журналистики, рекламы, PR), обусловливает формирование ее новейших моделей.

Добавлено: 4 декабря 2016
Статья
Timofeyeva O. A. Communications. Media. Design. 2017. Vol. 2. No. 2. P. 7-25.

В статье рассматривается использование инструментов публичной дипломатии в целях продвижения интересов государства. Основная цель заключается в демонстрации потенциальных возможностей публичной дипломатии для достижения политических целей в авторитарном однопартийном государстве с акцентом на онлайн-среду. В качестве примера был выбран Carrefour-инцидент – конфликт, произошедший в Китае во время подготовки к олимпийским играм в Пекине в 2008 г. Конфликт разразился между китайскими гражданами, обиженными реакцией правительства Франции на действия протибетских активистов во время парижского этапа эстафеты Олимпийского огня, и компанией Carrefour Group в Китае.

Во введении представлена краткая история понятия «публичная дипломатия» с упором на концепцию Николаса Калла, а также рассмотрен ряд моделей и теорий медиакоммуникации, необходимых для лучшего понимания событий в рамках рассматриваемого кейса. Далее в статье даются подробная хронология и этапы конфликта, описываются цели и действия основных участников. Рассматриваемый конфликт был первоначально поддержан правительством с помощью механизмов социальных сетей и мягкой пропаганды, а затем, когда цель была достигнута, эффективно купирован с помощью средств управления интернет-аудиторией. Данный кейс демонстрирует также подходы по неявному управлению информационным пространством и раскрывает технологию выявления критических фаз развития конфликта с использованием базовых средств медиа-статистики. Опыт Китая в общем случае важен для понимания эффективности контроля медиапространства и управления ходом конфликта как для государственных акторов, так и для неправительственных организаций.

В заключении представлен ряд выводов теоретического и практического свойства о природе данного конфликта и консолидирующей роли интернета в нем. В частности, затрагивается проблема эффективности китайской мягкой силы и необходимость трансформации терминологической базы.

Добавлено: 3 октября 2017
Статья
Chumakova V. Communications. Media. Design. 2016. Vol. 1. No. 4.

Статья посвящена феномену свадебных фотосессий в постсоветской России. Мы базируемся на концепции Маршалла Маклюэна о клише, циркулирующих в массовой культуре и показываем клише, характерные для свадебной фотографии, которая сформировалась в 2000-е годы, когда в России стала формироваться культура среднего класса. С точки зрения Маклюэна, клише отсылают нас к различным архетипам, с одной стороны, и составляют собой бриколаж, некую новую конструкцию, с другой стороны. Свадебная фотография показывает, как клише, взятые из культуры гламура, модной фотографии 20 столетия и массового кинематографа, участвуют в создании образов невест и женихов. Статья пробует встроить эти образы в контекст трансформации института семьи и роли брака в современной России.

Добавлено: 14 февраля 2017
Статья
Chumakova V., Горшкова Д. Д., Popova V. et al. Communications. Media. Design. 2018. Vol. 3. No. 4. P. 115-139.

Данная статья посвящена проблеме информационной перегрузки современных журналистов. Пилотное исследование включало в себя 37 глубинных полуструктурированных интервью с российскими журналистами из разных сфер. Во-первых, по результатам интервью было выявлено 9 причин, на которые указывали информанты: гетерогенность медиасреды, растущие искажения достоверной информации, усталость аналитических ресурсов, глобальные события, коммуникационная перегрузка, усталость от сочувствия, специфика профессии (скорости, дедлайны), психологические и рабочие нюансы, фокус на новостях.

Во-вторых, были выведены четыре уровня информационной перегрузки, которые обсуждались с информантами: физиологическая (биологическая), психологическая, когнитивная и социальная. Компоненты этих уровней были детально проанализированы.

В-третьих, профессиональные последствия информационной перегрузки, которые могут быть поделены на эти четыре уровня, были проанализированы отдельно.

В финальной части исследования выявлены способы адаптации журналистов к перегрузке.

Добавлено: 25 июня 2019
Статья
Chernenko Y. Communications. Media. Design. 2017. Vol. 2. No. 1. P. 77-88.
Добавлено: 19 сентября 2018
Статья
Tsyganova L. A. Communications. Media. Design. 2017. Vol. 2. No. 4. P. 31-48.
Добавлено: 1 марта 2018
Статья
Davydov S. G., Logunova O. Communications. Media. Design. 2016. No. 1. P. 69-87.

Предлагаемая статья основана на  результатах контент-анализа, целью которого было исследование информационных программ трех крупнейших россий- ских телеканалов («Первый», «Россия-1» и «НТВ») во время выборов в Думу 2011 го- да, а также во время президентской избирательной кампании 2012 года. Результа- ты исследования демонстрируют тематические и контекстуальные свойства передач, тоны сообщений, а также упомянутых лиц. Показано, что освещение предвыборной кампании было по  большей части имитацией. Правящая партия («Единая Россия») и кандидат от партии власти (Владимир Путин) были показаны преимущественно как официальные лица при исполнении должностных обязанностей, что давало им опре- деленные преимущества. Между позициями разных телеканалов относительно поли- тического процесса не было никаких существенных различий. В обоих случаях поли- тическая активность россиян заметно увеличивалась после голосования: в ноябре 2011 в форме протестных демонстраций, а затем в марте 2012 в форме не только де- монстраций протеста, но и демонстраций поддержки.

Добавлено: 20 октября 2016
Статья
Chumakova V., Fedotova E. Communications. Media. Design. 2018. No. 3. P. 47-61.

Данная  статья рассматривает  вопросы  того,  как  традиционное  рассказываниеисторий (сторителлинг)  адаптируется  к современному  цифровому  пространству, как подстраивается под него и изменяется под воздействием этого пространства.Исследование   основано   на   серии из   14   полуструктурированных   глубинных интервью  с исследователями  и исполнителями,  являющимися  экспертами  в семиразных  традициях рассказывания  историй.  Таким  образом,  авторы  показываютновую  типологию  традиционных рассказчиков  и показывают  их  использование интернета и новых медиа.Традиционное  рассказывание  историй  является прекрасным  примером  того,  какоральная   культура   и практики   противостоят   технологически   обусловленномуконтексту. Семь традиций рассказывания историй включают в себя традиции таких стран, какРоссия, Таджикистан, Беларусь, Конго и Япония.В  статье также  предпринята  попытка  разложить  одну  из  традиций  рассказыванияисторийпотетрадеМаклюэна,чтоможетбытьинтереснымкакдляисследователей, так и для рассказчиков.

Добавлено: 9 августа 2018
Статья
Рампаццо Гамбарато Р., Давыдов С. Г. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2016. № 1. С. 147-150.

С 19 по 20 октября 2015 г. в г. Белу Оризонти (Бразилия) прошел совместный семинар Факультета коммуникаций, медиа и дизайна Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и Федерального университета Минас-Жейрас (ФУМЖ) «Крупнейшие спортивные события в цифровых медиа». Это была вторая, заключительная встреча рабочей группы проекта, посвященного сравнительному анализу медиакоммуникаций, связанных с двумя международными спортивными событиями, состоявшимися годом ранее: сочинскими Зимними олимпийскими играми и прошедшим в Бразилии Чемпионатом мира по футболу. Если на первом, московском семинаре 20–21 октября 2014 г. обсуждались преимущественно методологические и организационные вопросы, то в данном случае участники проекта со- средоточились на полученных результатах.

Добавлено: 20 октября 2016
Статья
Векслер А. Ф. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2016. № 1. С. 174-175.

Была я в ту пору радиожурналистом и не начинающим даже, а вполне опытным, так как с 14 лет уже печаталась в горьковский «Ленинской смене», а на местном «Автозаводском радио» к тому времени работала в штате. Центральные газеты я, правда, не читала – у нас на работе не требовалось, поэтому публицистика Аграновского прошла мимо меня. Только однажды попалась мне на глаза толстая зеленоватая книга – Анатолий Аграновский «А лес растет» (1973 г.) – и с тех пор на много лет стала она, как говорится, настольной. В любом сложном журналистском случае открывала ее наугад и читала то, что помнила почти наизусть, – и всегда помогало.

Добавлено: 31 октября 2016
Статья
Петрова Е. В. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2017. № 2. С. 135-145.

В статье исследуется профессиональная идентичность российских журналистов. Эмпирическая база сформирована на материале профилей (страниц) журналистов в социальной сети Facebook Базовый список для исследования был составлен на основе рейтингов самых цитируемых журналистов компания «Медиалогия». В результате исследования удалось выяснить, что многие представители журналистики в социальной сети не спешат отождествлять себя с профессией. При этом журналисты охотно указывают сведения о своем месте работы. Самодетерминация в профессии тесно связана с индустрией. В выводах отмечено, что идентификаторы, которыми пытаются заменить журналистику, разрознены. Это говорит о том, что поиск объединяющих смыслов, понимание основных принципов и ценностей изменившейся сферы продолжается.

Добавлено: 30 октября 2017
Статья
Мавлетова А. М., Лебедев Д. В. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2017. Т. 2. № 3. С. 79-102.

В работе представлен обзор основных эмпирических подходов к выявлению и кодированию медиа-фреймов, которые используются исследователями в данной области. Мы выдели следующие основания, по которым разделили походы: (1) дедуктивный vs. индуктивный подход, (2) подход к кодированию медиа-фреймов с использованием индикаторов vs. холистский подход, (3) качественный vs. количественный подход. На каждом уровне мы описали выбор, который необходимо сделать исследователю. Прежде всего, исследователь должен решить, какого подхода при выявлении медиа-фреймов придерживаться – дедуктивного или индуктивного. В рамках дедуктивного подхода фреймы определяются на основании более ранних эмпирических работ, теоретических представлений или уже принятых медиа-фреймов. В случае применения индуктивного подхода исследователи предлагают медиа-фреймы в зависимости от целей исследования, контекста и изучаемой тематики. Кодирование фрейма может проводиться либо с использованием холистского похода, либо с использованием похода, основанного на индикаторах. В холистском подходе кодируется наличие или отсутствие фрейма в целом. В подходе, основанном на индикаторах, каждый медиа-фрейм операционализируется на уровне индикаторов, и каждый индикатор включается далее в кодировочную схему. Исходя из целей и задач, исследователю также необходимо выбрать, какие именно методы анализа текста будут использоваться – качественные или количественные. В статье рассмотрены преимущества и недостатки каждого подхода, а в заключении приведены практические рекомендации.

Добавлено: 19 января 2018
Статья
Векслер А. Ф. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2017. Т. 2. № 1. С. 139-165.

В центре внимания автора международная коммуникативная деятельность«исторических отцов» PR – Эдварда Бернейса и Айви Ли. Автор исследует малоизученные страницы истории, связанные с использованием приемовпубличной дипломатии для изменения общественного мнения американцев в отношении ряда государств, включая СССР. Э. Бернейс и А. Ли применяли данныетехнологии в многочисленных международных проектах.

Новизна исследования связана с тем, что автор исследует взаимосвязьмежду паблик рилейшнз (PR) и публичной дипломатией, приводя для этого аргументы из практики знаменитых основателей связей с общественностью. В статье анализируются кейсы из практики признанных специалистов в данной области, в которых рассматривается общность понятия «публичная дипломатия» и PR. В статье обращается внимание на близость определений, данных публичной дипломатии и PR, а также на общность их целей, задач и ценностей. Это позволяетсделать вывод о сущностном родстве публичной дипломатии и связей с общественностью.

В современном обществе, где усиливается роль публичной дипломатии, яркие и выразительные проектывыдающихся PR-экспертов дают нам новое представление о ресурсах PR и публичной дипломатии и, возможно, интересные идеи для актуальных международных проектов, способствующих улучшению международной коммуникации.

Добавлено: 4 сентября 2017
Статья
Старусева-Першеева А. Д. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2016. Т. 1. № 1. С. 146-150.

Философ и политолог Александр Павлов уже много лет занимается специальными исследованиями массовой культуры и кинематографа. Он автор книги «Постыдное удовольствие», в которой массовый кинематограф анализируется как от- ражения важных социально-политических процессов, происходящих в обществе, как способ репрезентации определенной идеологии. В данном интервью мы повели раз- говор о том, как кинематограф соотносится со средствами массовой коммуникации.

Добавлено: 27 января 2017
Статья
Афанасьева О. В., Ерофеева Я. В. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2018. Т. 3. № 2. С. 111-135.

В статье рассматривается опыт официальных связей с общественностью через социальные медиа. Разговор на такую тему, по убеждению авторов, не должен быть отвлечённым. Поэтому статья, выходя за рамки общих вопросов, сфокусирована на показательном case study. «Роскосмос» является одной из 6 государственных корпораций Российской Федерации и отвечает за развитие отечественной космонавтики. Космос вместе с атомом, газом, хлебом и оружием входит в число главных брендов России. Следовательно, позиционирование «Роскосмоса»– это не только корпоративная коммуникация.Точнее, это корпоративная коммуникация общенационального значения и глобального охвата. Тем больший интерес представляют вопросы целеполагания и реализации коммуникационной стратегии ГК «Роскосмос» в сложном контексте информационного общества и сетевой онлайн коммуникации, публичной открытости и подотчётности, бюджетного дефицита и глобальнойглобальной конкуренции

Добавлено: 6 декабря 2018
Статья
Фадеева Т. Е. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2017. Т. 2. № 4. С. 91-104.

Важной особенностью некоторых практик современного искусства является их стремление к сближению с наукой, формирование некоего совместного научно-креативного концептуального базиса. Эта тенденция реализуется как «пластически», в произведениях искусства, так и институционально - в привлечении науки в пространство искусства и наоборот; а также в проведении совместных художественно-научных мероприятий, создании лабораторий. Сближение с наукой - это концептуальная стратегия, которую некоторые авангардные практики искусства избирают, чтобы противостоять таким образом «культурной индустрии» - «промышленному аппарату» по производству единообразных, стандартизированных произведений в сфере искусства. «Авангард» понимается здесь не как «исторический» авангард начала ХХ в., а как «движитель» в сфере искусства, противостоящий уже сложившимся конвенциям, кристаллизации форм, застою. Культурная индустрия стремится штамповать уже существующие формы, «вымывая» из них первоначальное содержание, т.е. создаёт пространство не для мысли и чувства, а для экономического обмена. Авангард - источник новых знаков пластического языка, релевантных современности, - избирая различные стратегии «противления» культурной индустрии, порождает новые формы искусства - такие, как «синтопический коллаж». В основе этой синтетической формы лежит концепция «синтопии», разрабатываемая немецкими учёными, в т.ч. нейробиологом, специалистом в области нейроэстетики, профессором Э. Пеппелем, считающим, что именно в сфере междисциплинарного сотрудничества рождаются формы взаимодействия, открывающие новые перспективы как для науки, так и для искусства.

Добавлено: 2 октября 2018
Статья
Казун А. Д. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2017. Т. 2. № 3. С. 103-119.

Многочисленные исследования массовых коммуникаций заставляют предположить, что развитие онлайн медиа и конкуренция проблем за место в повестке дня должны способствовать рассеиванию внимания людей и СМИ между множеством разных вопросов. Однако это происходит далеко не всегда. Например, в кризисных ситуациях отдельные события могут занимать значительное место в повестке дня. В статье предложена методология расчета коэффициента концентрации общественного внимания. Произведена апробация методологии на данных опросов Левада-центра за период с июля 2013 по декабрь 2016 гг. В результате был сделан вывод, что коэффициент концентрации общественного внимания действительно может считаться индикатором кризиса. Однако анализ данного показателя для России позволяет предположить, что монополизировать внимание населения могут не только неблагоприятные обстоятельства, но и действия властей, организующих крупные национальные мероприятия (Олимпийских игр в Сочи, празднования 70-летия победы в Великой Отечественной войне). Кроме того, необходимо учитывать, что и СМИ, и население более остро реагируют на резкие негативные изменения, а не на плавное ухудшение ситуации. Таким образом, полученный коэффициент лучше отражает резкие перемены, чем последствия затяжного кризиса.

Добавлено: 6 декабря 2017
Статья
Войнилов Ю. Л., Шубина Л. В., Мальцева Д. В. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2016. Т. 1. № 2. С. 95-114.

Проект по изучению уровня медиаграмотности населения РФ реализуется Исследовательской группой ЦИРКОН в формате массовых репрезентативных опросов россиян мониторингового типа с 2009 года и позволяет отслеживать изменения  в  распространенности  среди  населения  различных  навыков,  связанных  с  обращением  с  медиа.  В  ходе  подготовки  шестой  волны  исследования  в  2014  году  была проведена реконцептуализация понятия «медиаграмотность», процедура проведения которой подробно описывается в тексте. В рамках седьмой волны, проведенной в ноябре 2015 года, произошло уточнение некоторых измеряемых индикаторов. На основании собранных в ходе опроса эмпирических данных была составлена карта медиаграмотности россиян, а также были рассчитаны интегральные индексы медиаграмотности. Основная часть статьи посвящена описанию полученной карты и содержательной  интерпретации  рассчитанных  индексов,  позволяющих  выделить  несколько уровней медиаграмотности.

Добавлено: 6 октября 2018
Статья
Шубина Л. В., Войнилов Ю. Л. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2016. Т. 1. № 2. С. 57-69.

Проект по изучению уровня медиаграмотности населения РФ реали- зуется Исследовательской группой ЦИРКОН в формате массовых репрезентативных опросов россиян мониторингового типа с 2009 года и позволяет отслеживать изме- нения в распространенности среди населения различных навыков, связанных с об- ращением с медиа. В ходе подготовки шестой волны исследования в 2014 году бы- ла проведена реконцептуализация понятия «медиаграмотность», процедура проведе- ния которой подробно описывается в тексте. В рамках седьмой волны, проведенной в ноябре 2015 года, произошло уточнение некоторых измеряемых индикаторов. На ос- новании собранных в ходе опроса эмпирических данных была составлена карта ме- диаграмотности россиян, а также были рассчитаны интегральные индексы медиагра- мотности. Основная часть статьи посвящена описанию полученной карты и содержа- тельной интерпретации рассчитанных индексов, позволяющих выделить несколько уровней медиаграмотности.

Добавлено: 17 сентября 2017
Статья
Старусева-Першеева А. Д. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2016. Т. 1. № 3. С. 86-93.

Видеоарт — один из самых ярких феноменов медиаискусства, судь- ба которого в России складывалась непросто. В середине 1980-х первые произве- дения отечественного видеоискусства создавались подпольно, на контрабандном оборудовании, и более десяти лет спустя открылись первые выставки медиаискус- ства, официально поддержанные государством. Тогда же начали создаваться собра- ния видеоарта в галерее ХL, ГЦСИ, в Центре «МедиаАртЛаб» и др. А в 2015-м году в ГМИИ им. А.С. Пушкина открылся отдел кино- и медиаискусства — видеоарт оказал- ся в стенах одного из самых авторитетных музеев России. Однако за эти годы само понятие «видеоарт» претерпело серьезные изменения. Мы попросили Ольгу Викто- ровну Шишко рассказать о современном состоянии экранной составляющей медиа- арта и о том, как его воспринимает сегодняшний зритель.

Добавлено: 27 января 2017
Статья
Каширских О. Н., Савин Н. Ю. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2016. № 1. С. 143-156.

Наука о коммуникациях сравнительно молода. Одним из ее ярких пред- ставителей был Вольфганг Донсбах (1949–2015) – немецкий ученый-коммуникативист. Данная статья представляет собой попытку оценить роль и значение научного насле- дия Донсбаха в процессе становления автономии коммуникативистики как приклад- ной дисциплины. Рассматривая теорию практику и теорию коммуникаций как единое целое, Вольфганг Донсбах представлял медиа-систему как аутопойетическую систе- му современного общества, нуждающуюся как в профессиональном сообществе, так и в машине, непрерывно производящей знания. В центре внимания самого Донсбаха находились медиа-эффекты и их роль в формировании общественного мнения. В границах данной проблематики Донсбах выделял теоретические и методические инструменты, с помощью которых ему вместе с соавторами удалось провести серию исследований – впоследствие они легли в основу современных дискуссий в рамках науки о коммуникациях. Практическая ориентация исследований соответствовала одной из важнейших задач Донсбаха – обоснованию взаимодополняемости коммуникаций на практике и в науке. Донсбах был убежден, что именно этот признак должен был решающим образом наделить коммуникативистику потенциалом дисциплинарной идентичности. 

Добавлено: 3 ноября 2016
1 2