• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 46 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Шилина М. Г. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2016. № 3.

Новые форматы цифровых данных – Big&Open Data – изменяют технико-технологические и социальные параметры коммуникации, определяют новый этап датификации. Data driven communication трансформирует параметры социальной профессиональной коммуникации (журналистики, рекламы, PR), обусловливает формирование ее новейших моделей.

Добавлено: 4 декабря 2016
Статья
Timofeyeva O. A. Communications. Media. Design. 2017. Vol. 2. No. 2. P. 7-25.

В статье рассматривается использование инструментов публичной дипломатии в целях продвижения интересов государства. Основная цель заключается в демонстрации потенциальных возможностей публичной дипломатии для достижения политических целей в авторитарном однопартийном государстве с акцентом на онлайн-среду. В качестве примера был выбран Carrefour-инцидент – конфликт, произошедший в Китае во время подготовки к олимпийским играм в Пекине в 2008 г. Конфликт разразился между китайскими гражданами, обиженными реакцией правительства Франции на действия протибетских активистов во время парижского этапа эстафеты Олимпийского огня, и компанией Carrefour Group в Китае.

Во введении представлена краткая история понятия «публичная дипломатия» с упором на концепцию Николаса Калла, а также рассмотрен ряд моделей и теорий медиакоммуникации, необходимых для лучшего понимания событий в рамках рассматриваемого кейса. Далее в статье даются подробная хронология и этапы конфликта, описываются цели и действия основных участников. Рассматриваемый конфликт был первоначально поддержан правительством с помощью механизмов социальных сетей и мягкой пропаганды, а затем, когда цель была достигнута, эффективно купирован с помощью средств управления интернет-аудиторией. Данный кейс демонстрирует также подходы по неявному управлению информационным пространством и раскрывает технологию выявления критических фаз развития конфликта с использованием базовых средств медиа-статистики. Опыт Китая в общем случае важен для понимания эффективности контроля медиапространства и управления ходом конфликта как для государственных акторов, так и для неправительственных организаций.

В заключении представлен ряд выводов теоретического и практического свойства о природе данного конфликта и консолидирующей роли интернета в нем. В частности, затрагивается проблема эффективности китайской мягкой силы и необходимость трансформации терминологической базы.

Добавлено: 3 октября 2017
Статья
Chumakova V. Communications. Media. Design. 2016. Vol. 1. No. 4.

Статья посвящена феномену свадебных фотосессий в постсоветской России. Мы базируемся на концепции Маршалла Маклюэна о клише, циркулирующих в массовой культуре и показываем клише, характерные для свадебной фотографии, которая сформировалась в 2000-е годы, когда в России стала формироваться культура среднего класса. С точки зрения Маклюэна, клише отсылают нас к различным архетипам, с одной стороны, и составляют собой бриколаж, некую новую конструкцию, с другой стороны. Свадебная фотография показывает, как клише, взятые из культуры гламура, модной фотографии 20 столетия и массового кинематографа, участвуют в создании образов невест и женихов. Статья пробует встроить эти образы в контекст трансформации института семьи и роли брака в современной России.

Добавлено: 14 февраля 2017
Статья
Mylonas Y., Kompatsiaris P. Communications. Media. Design. 2019. Vol. 4. No. 1. P. 32-61.
Добавлено: 1 октября 2019
Статья
Kiriya I. Communications. Media. Design. 2017. Vol. 2. No. 3. P. 62-78.
Добавлено: 27 мая 2020
Статья
Chumakova V., Горшкова Д. Д., Popova V. et al. Communications. Media. Design. 2018. Vol. 3. No. 4. P. 115-139.

Данная статья посвящена проблеме информационной перегрузки современных журналистов. Пилотное исследование включало в себя 37 глубинных полуструктурированных интервью с российскими журналистами из разных сфер. Во-первых, по результатам интервью было выявлено 9 причин, на которые указывали информанты: гетерогенность медиасреды, растущие искажения достоверной информации, усталость аналитических ресурсов, глобальные события, коммуникационная перегрузка, усталость от сочувствия, специфика профессии (скорости, дедлайны), психологические и рабочие нюансы, фокус на новостях.

Во-вторых, были выведены четыре уровня информационной перегрузки, которые обсуждались с информантами: физиологическая (биологическая), психологическая, когнитивная и социальная. Компоненты этих уровней были детально проанализированы.

В-третьих, профессиональные последствия информационной перегрузки, которые могут быть поделены на эти четыре уровня, были проанализированы отдельно.

В финальной части исследования выявлены способы адаптации журналистов к перегрузке.

Добавлено: 25 июня 2019
Статья
Bakina T. Communications. Media. Design. 2019. Vol. 4. No. 2. P. 129-141.

На протяжении последних двух десятилетий в массовой культуре все чаще обнаруживается стремление к ретроспекции, к заимствованию образов культуры прошлого и их сознательному транслированию в сферах медиа, рекламы, дизайна, модной индустрии, телевидения и кинематографа. Действительно, ностальгический характер современной культуры — это своеобразный дух времени, который способствует актуализации элементов культуры прошлого и помогает лучше отрефлексировать наш актуальный опыт. Изучение подобной рекурсии образов прошлого в различных контекстах представляется перспективным направлением исследований в современном научном поле.

Обращаясь к конкретным примерам реализации этой тенденции в современной культуре, стоит отметить активизацию трендов, связанных с репрезентацией ностальгического образа прошлого в кинематографе, также характерную для последних двух десятилетий.

Особенно заметным представляется появление на экранах фильмов в стиле ретро, которые взывают к образам истории кино и, конкретнее, к «золотой эре» голливудского кинематографа. Этот конкретный тренд тем не менее остается мало отрефлексированным в научном поле. Несколько недооцененным представляется и вопрос о перспективах изучения функций костюмов в ностальгическом кино.

Костюмы в кино позволяют не только достроить визуальный образ персонажей фильма, но также дополняют портрет героев невербальными характеристиками, которые вступают в визуальную коммуникацию со зрителем. В случае с ностальгическим кино костюмы также являются частью механизма конструирования ностальгического переживания у зрительской аудитории. Если объектом ностальгии в фильме является определенная эпоха как своеобразный культурный конструкт, то на костюмах будет лежать ответственность за репрезентацию выбранного исторического периода. Если же фильм провоцирует ностальгию по конкретным объектам культуры прошлого (например, по старым фильмам и опыту их просмотра), то дизайн костюмов также будет напрямую или косвенно апеллировать к эстетическим особенностям этих культурных объектов. Так, костюмы в фильмах, которые воссоздают ностальгический образ «золотой эры» голливудского кино, так или иначе связаны с кинокартинами той эпохи.

В свою очередь, создание костюмов в эпоху классического Голливуда являлось одним из важнейших этапов кинопроизводства. Голливудские фильмы той эпохи функционировали как своеобразные модные киножурналы: роскошные костюмы отличались экстравагантностью и притягивали к себе внимание зрительской аудитории. Более того, отдельные эпизоды в некоторых фильмах 1930–1940-х были буквально сконструированы как модные показы. В эпоху, когда элитарная высокая мода демонстрировалась исключительно в закрытых салонах, голливудское кино берет на себя функцию своеобразного вестника моды для масс. И хотя костюмы в американских фильмах тех лет далеко не всегда соответствовали трендам высокой моды (в силу отсутствия задачи их прямого воспроизведения), стильная одежда в кино способствовала становлению голливудского мифа о гламурном стиле жизни и подтверждала статус звезд американского кино как новых икон стиля.

В данной статье на примерах современных ностальгических фильмов рассматриваются различные стратегии трансляции визуальных образов классического голливудского кино через костюмы героев.

Добавлено: 21 июля 2020
Статья
Chernenko Y. Communications. Media. Design. 2017. Vol. 2. No. 1. P. 77-88.
Добавлено: 19 сентября 2018
Статья
Tsyganova L. A. Communications. Media. Design. 2017. Vol. 2. No. 4. P. 31-48.
Добавлено: 1 марта 2018
Статья
Chumakova V., Novikova A. Communications. Media. Design. 2019. Vol. 4. No. 2. P. 5-25.

В статье рассматривается феномен ностальгии по СССР, широко распространенный среди российских сельских жителей из разных регионов. Наш анализ сфокусирован на особенностях медиа потребления, характерных для сельских жителей. Спутниковое телевидение, пришедшее в российскую деревню в 21 веке, усиливает ностальгию по СССР из-за увеличения трансляции советских фильмов. Основу исследования составляют пять экспедиций, проведенных в селах Костромской области (2012 г.), Ростовской области (2013 г.), Республики Татарстан (2014 г.), Иркутской области (2014 г.) и Тамбовской области (2018 г.). Результаты полуструктурированных глубинных интервью с 240 жителями деревни соотносятся с анализом телевизионного контента, который смотрят респонденты. Авторы показывают, что постоянная трансляция советских фильмов на популярных среди сельских жителей телеканалах вызывает ностальгию по СССР и создает идеальный образ СССР. «Обобщенное где угодно» СССР, как его можно интерпретировать в медиаэкологической традиции, представляется «райским местом». Рай СССР не потерян, но он увековечен на экране телевизора, который показывает мир сказки, где ничто не умирает.

Добавлено: 4 декабря 2019
Статья
Novikova A., Chumakova V. Communications. Media. Design. 2019. Vol. 4. No. 2. P. 5-25.
Добавлено: 14 ноября 2019
Статья
Davydov S. G., Logunova O. Communications. Media. Design. 2016. No. 1. P. 69-87.

Предлагаемая статья основана на  результатах контент-анализа, целью которого было исследование информационных программ трех крупнейших россий- ских телеканалов («Первый», «Россия-1» и «НТВ») во время выборов в Думу 2011 го- да, а также во время президентской избирательной кампании 2012 года. Результа- ты исследования демонстрируют тематические и контекстуальные свойства передач, тоны сообщений, а также упомянутых лиц. Показано, что освещение предвыборной кампании было по  большей части имитацией. Правящая партия («Единая Россия») и кандидат от партии власти (Владимир Путин) были показаны преимущественно как официальные лица при исполнении должностных обязанностей, что давало им опре- деленные преимущества. Между позициями разных телеканалов относительно поли- тического процесса не было никаких существенных различий. В обоих случаях поли- тическая активность россиян заметно увеличивалась после голосования: в ноябре 2011 в форме протестных демонстраций, а затем в марте 2012 в форме не только де- монстраций протеста, но и демонстраций поддержки.

Добавлено: 20 октября 2016
Статья
Chumakova V., Fedotova E. Communications. Media. Design. 2018. No. 3. P. 47-61.

Данная  статья рассматривает  вопросы  того,  как  традиционное  рассказываниеисторий (сторителлинг)  адаптируется  к современному  цифровому  пространству, как подстраивается под него и изменяется под воздействием этого пространства.Исследование   основано   на   серии из   14   полуструктурированных   глубинных интервью  с исследователями  и исполнителями,  являющимися  экспертами  в семиразных  традициях рассказывания  историй.  Таким  образом,  авторы  показываютновую  типологию  традиционных рассказчиков  и показывают  их  использование интернета и новых медиа.Традиционное  рассказывание  историй  является прекрасным  примером  того,  какоральная   культура   и практики   противостоят   технологически   обусловленномуконтексту. Семь традиций рассказывания историй включают в себя традиции таких стран, какРоссия, Таджикистан, Беларусь, Конго и Япония.В  статье также  предпринята  попытка  разложить  одну  из  традиций  рассказыванияисторийпотетрадеМаклюэна,чтоможетбытьинтереснымкакдляисследователей, так и для рассказчиков.

Добавлено: 9 августа 2018
Статья
Сапрыкина Д. И., Козырева М. -. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2020. Т. 5. № 1. С. 70-89.

Целью исследования было определить, как специалисты из медиасферы оценивают возможность создания единого измерителя и формирования альянса для обмена информацией и выработки единых методик измерения и анализа аудитории цифровых медиа при помощи технологий больших данных. В рамках исследования было проведено 10 экспертных полуструктурированных интервью со специалистами, работающими с аудиторными данными или занимающимися их сбором. В частности, в выборку попали представители таких компаний, как Mail.ru, Mediascope, Russia Today, Трансперенси Интернешнл-Р и другие.

Данная работа помогла вскрыть противоречие между интересом к унификации показателей к обмену данными и рядом серьезных внешних факторов, влияющих на невозможность реализации на данном этапе развития рынка. Один из основных барьеров для создания единого измерителя и обмена информацией – финансовая незаинтересованность крупных игроков и опасения по поводу конкурентного преимущества. Отдельным вектором для обсуждения является вопрос этики в отношении сбора данных о пользователях. Ожидания от внедрения технологий двойственно: часть экспертов считает, что внедрение новых методов измерения существенно упростит деятельность компании, когда другие полагают, что данные технологии переоценивают, и они существенно не повлияют на методы измерения аудитории.

Добавлено: 25 июля 2020
Статья
Черненко Ю. А. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2019. Т. 4. № 1. С. 159-178.

Представленное исследование посвящено различиям в визуальной репрезентации глобального модного медиабренда Vogue, которые могут отражать разные культурные установки исследуемых стран.

В рамках исследования был проведен визуальный анализ обложек журнала Vogue за 2018 год в 6 странах: США, Великобритания, Россия, Объединенные Арабские Эмираты, Индия, Австралия. Исследование придерживается количественной логики: методом количественного контент-анализа был также проведен общий анализ содержания журналов по таким категориям, как количество страниц и материалов, рубрикация материалов, а также наличие рекламы местных и международных рекламодателей.

Ключевыми элементами для визуального анализа стали показатели, которые могут отражать культурные установки разных стран. Так, для целей данного исследования было решено детально проанализировать возраст героев обложек, их национальность и принадлежность к культуре читателей журнала (местный герой или зарубежный), сферу деятельности, позу на обложке, а также степень обнаженности фотографии. Было сделано предположение о том, что Vogue Arabia в силу мусульманских традиций будет выделяться как по количеству местных героев, так и по специфике взаимодействия героев на обложке и степени закрытости тела. Второе предположение исследования заключалось в том, что возраст, как одновременно биологический и социальный конструкт, может показать различия в репрезентации женщин в разных странах, что может выразиться, с одной стороны, в «культе молодости», с другой — в расширении рамок «молодости» и светски активного возраста. Третье предположение базировалось на анализе количества местных и зарубежных героев на обложках Vogue, которое позволяет сделать косвенный вывод о предпочтении локальной или глобальной культуры, а также о возможной степени развития культурных индустрий в анализируемых странах.

Добавлено: 10 октября 2019
Статья
Рампаццо Гамбарато Р., Давыдов С. Г. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2016. № 1. С. 147-150.

С 19 по 20 октября 2015 г. в г. Белу Оризонти (Бразилия) прошел совместный семинар Факультета коммуникаций, медиа и дизайна Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и Федерального университета Минас-Жейрас (ФУМЖ) «Крупнейшие спортивные события в цифровых медиа». Это была вторая, заключительная встреча рабочей группы проекта, посвященного сравнительному анализу медиакоммуникаций, связанных с двумя международными спортивными событиями, состоявшимися годом ранее: сочинскими Зимними олимпийскими играми и прошедшим в Бразилии Чемпионатом мира по футболу. Если на первом, московском семинаре 20–21 октября 2014 г. обсуждались преимущественно методологические и организационные вопросы, то в данном случае участники проекта со- средоточились на полученных результатах.

Добавлено: 20 октября 2016
Статья
Векслер А. Ф. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2016. № 1. С. 174-175.

Была я в ту пору радиожурналистом и не начинающим даже, а вполне опытным, так как с 14 лет уже печаталась в горьковский «Ленинской смене», а на местном «Автозаводском радио» к тому времени работала в штате. Центральные газеты я, правда, не читала – у нас на работе не требовалось, поэтому публицистика Аграновского прошла мимо меня. Только однажды попалась мне на глаза толстая зеленоватая книга – Анатолий Аграновский «А лес растет» (1973 г.) – и с тех пор на много лет стала она, как говорится, настольной. В любом сложном журналистском случае открывала ее наугад и читала то, что помнила почти наизусть, – и всегда помогало.

Добавлено: 31 октября 2016
Статья
Маканани Э. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2018. Т. 3. № 2. С. 151-158.

Эмиль Маканани, почетный профессор Университета Санта-Клара, штат Калифорния, и один из учеников Уилбура Шрамма, в рамках своего специального видеообращения, сделанного для Международного симпозиума по истории коммуникативных исследований "Памяти Уилбура Шрамма", рассказал о своем учителе и поделился своими взглядами на биографию и работу своего наставника и друга. Часть упомянутых фактов войдет в биографию Уилбура Шрамма, которую Эмиль Маканани готовит к публикации в 2018-2019 году.

Добавлено: 29 июня 2020
Статья
Шариков А. В. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2016. Т. 1. № 4. С. 106-129.

В статье предпринимается попытка объяснить, почему современную российскую науку о коммуникации отличает полидисциплинарный теоретический базис. Автор выдвигает гипотезу о том, что современная российская «теоретикокоммуникативная эклектика» обусловлена исторически, будучи генетически связанной с вхождениями в русскоязычный научный лексикон слова «коммуникация» в разных значениях в разные периоды времени в разные дисциплинарные сферы. Это, в свою очередь, обусловило возникновение ряда традиций, различающихся для разных научных областей, и создало предпосылки для сосуществования множества концепций, составляющих ныне поле коммуникативных исследований. Автор показывает дисциплинарную структуру российских коммуникативных исследований на примере анализа массива из 4635 авторефератов кандидатских и докторских диссертаций по различным проблемам коммуникации, защищенных с 1987 года по 2015 год. Выявилось 20 научных направлений, по которым ведутся коммуникативные исследования, из 23 возможных в классификации Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации. Специальный анализ корпуса русскоязычных научных публикаций с конца XIX века по настоящее время, в которых присутствует слово "коммуникация", позволил уточнить хронологию его появления в том или ином дисциплинарном поле, что привело к выявлению традиционных направлений коммуникативных исследований в России. Среди них выделяются ключевые: филологическая, психологическая, социологическая (обществоведческая), биологическая (зоопсихологическая), кибернетическая.

Добавлено: 5 марта 2020
Статья
Петрова Е. В. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2017. № 2. С. 135-145.

В статье исследуется профессиональная идентичность российских журналистов. Эмпирическая база сформирована на материале профилей (страниц) журналистов в социальной сети Facebook Базовый список для исследования был составлен на основе рейтингов самых цитируемых журналистов компания «Медиалогия». В результате исследования удалось выяснить, что многие представители журналистики в социальной сети не спешат отождествлять себя с профессией. При этом журналисты охотно указывают сведения о своем месте работы. Самодетерминация в профессии тесно связана с индустрией. В выводах отмечено, что идентификаторы, которыми пытаются заменить журналистику, разрознены. Это говорит о том, что поиск объединяющих смыслов, понимание основных принципов и ценностей изменившейся сферы продолжается.

Добавлено: 30 октября 2017
Статья
Мавлетова А. М., Лебедев Д. В. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2017. Т. 2. № 3. С. 79-102.

В работе представлен обзор основных эмпирических подходов к выявлению и кодированию медиа-фреймов, которые используются исследователями в данной области. Мы выдели следующие основания, по которым разделили походы: (1) дедуктивный vs. индуктивный подход, (2) подход к кодированию медиа-фреймов с использованием индикаторов vs. холистский подход, (3) качественный vs. количественный подход. На каждом уровне мы описали выбор, который необходимо сделать исследователю. Прежде всего, исследователь должен решить, какого подхода при выявлении медиа-фреймов придерживаться – дедуктивного или индуктивного. В рамках дедуктивного подхода фреймы определяются на основании более ранних эмпирических работ, теоретических представлений или уже принятых медиа-фреймов. В случае применения индуктивного подхода исследователи предлагают медиа-фреймы в зависимости от целей исследования, контекста и изучаемой тематики. Кодирование фрейма может проводиться либо с использованием холистского похода, либо с использованием похода, основанного на индикаторах. В холистском подходе кодируется наличие или отсутствие фрейма в целом. В подходе, основанном на индикаторах, каждый медиа-фрейм операционализируется на уровне индикаторов, и каждый индикатор включается далее в кодировочную схему. Исходя из целей и задач, исследователю также необходимо выбрать, какие именно методы анализа текста будут использоваться – качественные или количественные. В статье рассмотрены преимущества и недостатки каждого подхода, а в заключении приведены практические рекомендации.

Добавлено: 19 января 2018