Статья
«Закон о фейковых новостях» с позиций методологической корректности
В статье анализируется принятый в 2019 году так называемый «Закон о фейковых новостях». Автором обосновываются его основные методологические коллизии. Указывается на непроработанность законопроекта на уровне оперирования категорией «фейк». Автор применяет концепт псевдо-новости как дискретно существующей разновидности новости, структурно и формально соответствующей новостному посланию, но содержательно противоречащей главным признакам новости (объективности, достоверности, отражению текущей действительности), в рамках которой выделяются два типа: фейк и постправда. Обращается внимание, что если фейк является следствием непреднамеренности действий медиаконтролеров (погоня за сенсацией, низкий уровень профессионализма, проявляющийся в отсутствии навыков верификации фактологических данных), то постправда представляет собой результат спланированности техник, конечной целью которых становится осознанная дезинформация аудитории. Исходя из непосредственно текста «Закона о фейковых новостях» и той риторики, которой сопровождалось его обсуждение парламентариями, под недостоверным информационным сообщением, способным нарушить общественный порядок и призвать людей к экстремистской деятельности, скрывается понятие не фейка как такового, а именно постправды. Постправда, приобретающая легитимный дискурс, способна породить массовые беспорядки и осуществлять манипулирование сознанием. Эти два в корне противоположных понятия в тексте документа подменяются друг другом, и со стороны авторов законопроекта им не уделяется должного методологического внимания. Прогнозируется, что принятый закон обусловит возникновение трансформационных процессов как в медиаиндустрии (переопределение акторов медиапространства), так и в социальной структуре российского общества (на уровне медиапрактик, политических ориентаций и проч.).
Монография подготовлена в рамках исследовательского проекта «Экология медиасреды: проблемы безопасности и рационального использования коммуникативных ресурсов». Основная цель проекта заключалась в том, чтобы разработать методику анализа пользовательского контента в русскоязычных социальных сетях с позиций медиаэкологии и проанализировать транслируемый в соцсетях медиаконтент. В монографии представлены теоретические модели анализа медиаконтента, описана методика исследования медиаманипуляций и выполнен анализ использования манипулятивных технологий при подготовке и распространении медиаконтента в интернете.
Часто рассматриваемое как один из наиболее вредных видов деятельности, пиратство на протяжении десятилетий тем не менее является для многих народов на всех континентах главным способом получить доступ к продуктам культурных индустрий. Данная книга, основанная на эмпирической базе из различных географических зон, рассматривает этот комплексный феномен. Впервые публикуемое исследование подобного рода анализирует глобальные стратегии борьбы с пиратством, рассматривает национальную политику разных стран по борьбе с пиратством, изучает способы применения пиратских продуктов, обозначает пути доставки пиратских продуктов, а также трансформации, связанные с интернетом в этой области.
В главе представлен анализ медиарынка Японии и его основных секторов: прессы, телерадиовещания, телекоммуникационной отрасли, онлайновых СМИ. Также содержатся обновленные страноведческие данные.
Статья о дискуссии "Медиафакультет будущего"-2010: журналистское образование, журфак или школа журналистики как замкнутая автономия — явление архаичное, исчерпанное. Но главное — изменения в современной информационно-
коммуникационной среде настолько существенны и стремительны одновременно, что их воздействие нельзя не учитывать в процессе трансформирования всей образовательной системы, все больше приобретающей коммуникационный, исследовательский, междисциплинарный характер. Медиаобразование как целое и журналистское образование как его подчиненный элемент должны стать основным катализатором этой интеграции специализаций, корректирующей предметные ограничения. Вследствие этих процессов университет превращается в открытую корпорацию, выстраивающую свои мощные информационные, медийные и исследовательские ресурсы.
'Энциклопедия мировой индустрии СМИ' содержит новейшие ключевые данные о современной медиаиндустрии, а также системный анализ национальных рынков СМИ и их основных секторов - прессы, телерадиовещания, телекоммуникационной отрасли, онлайновых СМИ.
В статье дается обзор прошедшей в Москве международной научной конференции «Отечественная война 1812 года. Экранизация памяти», главной целью которой стал анализ возможностей экранных медиа в области конструирования образа исторического события как фактора формирования коллективной памяти.
Основная задача данной главы – объяснить суть феномена аудиовизуального пиратства. Мы постараемся определить основные логики, которые структурируют данный феномен с точки зрения неформальной экономики и их культурные функции. В течение 1990-х гг., специфика российского общества, соответственно и его медиасистемы, определялась его «переходным» характером. Данный подход предполагал, что процесс «перехода» завершится установлением рыночной экономики, гражданского общества и демократии. Соответственно данной логике мыслили и представители экономических наук, которые воспринимали неформальный (или полулегальный) сектор экономики, включая пиратство, как некий ненормальный неестественный феномен, который должен исчезнуть с дальнейшим развитием рыночной экономики. Отсюда происходит восприятие феномена пиратства в сфере культурных и информационных продуктов как чисто детерминированного экономикой феномена, который связан исключительно с бедностью населения. В данной главе мы попытались раскрыть наивность и всю упрощенность такого суждения и выразить ряд факторов, в частности культурных, которые также оказывают влияние на феномен пиратства и на структуру рыночных сил в этой сфере.
Данная статья - синтез нескольких работ автора, опубликованных за рубежом, представляет собой попытку рассмотрения социальных причин и социальных оснований той роли, которую российское государство и Российские аудитории играли по отношению к медиа. С нашей точки зрения, ситуация в сегодняшних российских медиа не может рассматриваться вне контекста социальной структуры российского общества и роли, которую играет государство по отношению к обществу.
В работе представлена попытка поместить в поле рефлексии медиареальность и миф одновременно. Рассматривается характеризующая современность медиареальность, в которой человек сам становится сообщением, которым он не владеет, а медиа в качестве посредника оказываются средой, объединяющей фундаментальные оппозиции субъекта и объекта, индивида и общества и т. д. Власть медиа может быть определена властью некоего медиума, или мифологического «мастера превращений» в безликом лике вездесущих масс-медиа. Ключевым является образ превращения, наряду с которым в рабочую область входит и фигура ритуала. Предлагается способ, каким изменчивость и непостоянство облика мифа (как и облика медиа) в непрерывном превращении дают возможность назвать как миф, так и медиа «мастером превращений», или трикстером.
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными этическими вопросами организационной, профессиональной и межличностной коммуникации.
Опираясь на отечественный и зарубежный опыт, автор пытается показать влияние социальной политики советского периода на становление и развитие социального государства на разных его этапах в ведущих странах Запада, а также последствия разрушения СССР для современного состояния и перспектив социального государства в мире.
Сборник статей посвящен решению важной научной задачи по исследованию развития и формирования социально-экономических отношений в реформируемом обществе. Исследования, представленные в сборнике, отражают многообразие проблем социально-экономического развития общества. Рекомендовано научным работникам, специалистам, аспирантам и студентам, изучающим социально-экономические проблемы.
Представлены материалы первой международной научно-практической конференции, отражающие современное состояние инновационной деятельности в образовании, науке, промышленности и социально-экономической сфере с позиций внедрения новейших информационных технологий.
Представляет интерес для широкого круга научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов и специалистов в области инноватики и современных информационных технологий.
В статье анализируются и сравниваются несколько подходов к понятию отцовства, присутствующих в западной социологической традиции: биологический детерминизм, социальный конструктивизм и биосоциальная теория. Проблематика отцовства и родительских практик мужчин маргинализирована в современных российских социальных иссследованиях, посвященных семейной тематике, и этот факт закрепляет традиционное неравенство в семейных отношениях, когда роль отца считается вторичной по сравнению с материнской ролью. В западных критических мужских исследованиях, напротив, можно выделить несколько этапов: развитие «поло-ролевой» парадигмы (биологический детерминизм), возникновение концепции гегемонной маскулинности, междисциплинарный этап (биосоциальная теория). В соответствии с подходом биологического детерминизма отец выступает как патриарх, продолжатель рода и ролевая модель для преемников. Социальный конструктивизм рассматривает функции мужчины в семье с точки зрения маскулинного давления и утверждения гегемонии над женщиной и детьми. Биосоциальная теория стремится объединить биологическую детерминированность отцовства с социальным, культурным и личностным контекстом. В статье показано, что эти подходы непосредственно связаны с уровнем развития общества, отношением к институтам семьи и брака, уровню эгалитарности гендерного порядка
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Сборник «Непосредственные вопросы» включает пресс-релизы всероссийских репрезентативных опросов (полевые работы ФОМ, Омнибус-Пента, выборка 1500 человек) с комментариями представителей духовенства, журналистов, общественно известных людей и представителей научного сообщества.
Статьи данного сборника написаны на основе докладов, сделанных в 2011 г. на социологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова на заседании XIV Междисциплинарного ежегодного научного семинара "Математическое моделирование социальных процессов" им. Героя Социалистического труда академика А.А. Самарского.
Издание предназначено для научных сотрудников, преподавателей, учащихся вузов и научных учреждений РАН, интересующихся проблемами, разработкой и внедрением методологии математического моделирования социальных процессов.