• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Социокультурная среда в функционировании туристского кластера

Географический вестник. 2020. № 2. С. 141-157.

В современных исследованиях пространственной экономики и экономической географии социокультурная среда рассматривается в качестве фактора, оказывающего заметное воздействие на функционирование туристского кластера. Вместе с тем механизм такого воздействия и условия достижения положительных эффектов в современной академической литературе не отражены. Это обстоятельство затрудняет выработку адекватной политики в отношении существующих территориально-экономических структур в туризме. Основная цель данного исследования – разработка комплексной модели, отражающей влияние социокультурной среды на туристский кластер и основанной на ней методики анализа такого воздействия для частных региональных кейсов. В исследовании применялся теоретический анализ конструкта социокультурной среды на основе системно-критериальной методики, показавший наличие четырёх ключевых подходов. Компаративный анализ этих подходов отразил их потенциальную неспособность сформировать целостную картину исследуемого воздействия. В этой связи на основе интеграции агломерационного и туристского направлений экономической мысли был разработан авторский подход «туристских агломераций». С позиции этого подхода сформирован и описан целостный механизм влияния социокультурной среды на туристский кластер, учитывающий её поведенческое и ресурсное измерения. В соответствии с этим механизмом разработана методика анализа соответствующего воздействия, которая прошла апробацию на туристских кластерах Пермского края. Применение методики позволило выявить в каждом из них несовершенства, связанные с локальной ассоциативной культурой, ограничивающие их дальнейшее развитие. Для каждого кластера были предложены меры, которые в дальнейшем позволят преодолеть существующие ограничения и сделать поддерживающую политику в отношении этих структур более эффективной