?
Как же сделать практическую психологию этичной? Или об этике внешней и этике внутренней
В настоящей работе рассмотрена проблема этики как явления, разделённого на этику «внешнюю», выражаемую в различных документах и кодексах, и «внутреннюю», несхватываемую формализованными средствами, основывающуюся на внутренней структуре человека. Автор не рассматривает "этику" как набор догм и правил, зафиксированных в документах. Автор также не рассматривает и не предлагает конкретный перечень "норм". В данной статье автор рассматривает "этику" как личностно-психологический конструкт, выражаемый в поведении. Предметом работы является этический акт/поступок - интенциональный акт, который возможно аксиологически оценить как "этичный" или "неэтичный" ("вписывающийся" в некие рамки "этики"). Статья является не эмпирической, но теоретической работой. Основной метод, используемый автором - анализ литературных источников, исторический анализ, обобщение литературных источников. Автор анализирует преимущественно исторический материал. На примерах из истории психологии и всеобщей истории, а также из практической психологии, автор демонстрирует, что «внешняя» этика не может являться причиной и мотивом для этического поступка (равно как и для поступка, противоречащего этике). Автор заключает, что подлинно этическое возможно лишь в качестве единичного, конкретного поступка, основанного на внутренней необходимости личности, основывающегося на глубоком внутреннем личном фундаменте. Лишь единичный поступок, способствует формированию «этичности» в сообществе. Новизна и важность данной работы состоит в том, что она обращает ученых и практиков к обсуждению вопроса этики в психологии, при этом не на уровне "этики - письменных правил", но "этики" как "этического" - как личностного психологического конструкта, тесно вплетенного в поведенческую и мотивационную сферу личности.