• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Reading Arendt in the Russian context

Russian Sociological Review. 2019. Vol. 18. No. 4. P. 263-283.

Наследие Ханны Арендт в России достаточно хорошо изучено, в академических дискуссиях чувствуется влияние ее мысли. Но ее теоретические позиции едва ли помогают существенно изменить сегодняшнюю локальную ситуацию в политике и философии. В силу одной той же причины ее идеи популярны в России и не ведут к практическим переменам. Ее оригинальный подход к политике прекрасно ложится на традиционные шаблоны российской политической жизни, которые не менее далеки от устойчивых форм западной политической культуры. Некритически пересаженный на иную почву, ее нетрадиционный способ мышления о политике встречает в России непосредственный и живой отклик, но не столь же суровую критическую проверку, как в странах Запада. Парадоксальным образом это доказывает, что взгляды Арендт могут скорее подтверждать, чем оспаривать локальный статус-кво. В этой статье я привожу объяснение этому парадоксу, указав как элементы ее теории, ускользающие от внимания ее российских последователей, так и догматические положения, присущие в целом ее школе мысли, которые можно выявить благодаря прочтению ее текстов в контексте российской истории. Так, неявно, но различимо в теории Арендт содержатся элитистские и либеральные тенденции, что отчасти согласуется с макиавеллиевским характером современной российской политики. Но как только ее взгляды неожиданно сближаются с позицией Исайи Берлина, эти нормативные решения по большей части оставляются без внимания. В то же время чтение ее текстов в свете российского опыта позволяет выявить ее собственные презумпции относительно человеческого бытия, смысла политического существования и нашего отношения к истории, ослабляющие практическую релевантность ее размышлений.