• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Социальные статусы работников агитпропа и нормы идеологической работы в годы Великой Отечественной войны

Чащухин А. В.

Исследуются нормы и практики идеологической работы в годы Великой Отечественной войны. Пропаганда и агитация рассматриваются в контексте анализа социальных статусов людей, ответственных за эту деятельность. Использование социологической оптики позволяет говорить о советской идеологии не только как о системе идей, но и как о социально обусловленном знании. Выявляются способы и приемы отстаивания своих социальных позиций посредством использования официального дискурса. Анализ рефлексии о нормах политической работы дает возможность обнаружить смысловые разрывы в интерпретации политического знания, определить тактику и стратегию использования идеологии при защите и отстаивании своих социальных позиций.

В годы войны агитпроп не стал монополистом в производстве и оценивании политических текстов. Между агитпропом, советской цензурой, и руководителями регионов регулярно возникали конфликты, которые решались при посредничестве Секретариата ЦК ВКП(б). Использование политического языка позволяло представителям высшей номенклатуры отстаивать свои позиции. Иная картина складывалась в провинции. В советском тылу происходила маргинализация социальных статусов агитаторов и пропагандистов. Идеологические работники были вынуждены решать хозяйственные задачи. Это рождало особый жанр отчета, в котором успехи экономики объяснялись агитацией и пропагандой. Новые практики позволяли усилить контроль над идеологическими работниками со стороны руководителей регионов, что давало им возможность оценивать работу пропагандистов, используя экономические показатели. Между тем политический язык сохранял доминирующую позицию. Это позволило после войны ослабить возникшую автономию региональных руководителей.