Статья
Political memes in the 2018 presidential campaigns in Russia: Dialogue and conflict
The authors seek to contribute to the existing discussion of the communicative function of political memes by bringing into discussion political memes used by opposition leaders in the 2018 Russian presidential election campaigns as examples of memes being purposefully deployed in targeted political communications. Specifically, they focus on Navalny’s use of the ‘yellow duck’ meme. Drawing on the existing research of memes’ mythological properties, the authors claim that the combination of dialogue and conflict as two main functions entailed in the political meme is a likely key element that increases the popularity of a meme and makes it viral. The discussion of concrete examples is preceded by a discussion that contextualizes the study of a political meme within the field of communication studies as a device that offers clarity in the chaotic flow of information, is constructed by both addresser and the addressee and serves as an effective tool for promoting ideologies.
В статье рассматриваются лингвистические и крoсскультурные особенности функционирования текстов в политической сфере.
Затронуты проблемы языковой манипуляции в политической коммуникации. Рассмотрены языковые приемы, вопросы эффективности речевого воздействия и психологическая база языковых манипулятивных техник.
Brazil and Germany have a "shared history" or shared stories that refer not only to the similarities and differences between the two countries, but also to cultural approaches between them despite the socio-cultural differences and geographical distance. Accordingly, the contributions in this volume highlight the German Brazilian relations in design, film, literature, and media. At the same time they discuss motivations, connections, comparisons and inspirations of these relations.
В статье дается обзор истории изучения мифа в XIVIII-XIX вв.
В современных демократических государствах в большинстве случаев взаимодействие органов власти с различными акторами социально-политического процесса обеспечивается путем использования инструментов политической коммуникации и выстраивания механизмов обратной связи. Роль коммуникационных отношений в системе государственного управления возрастает, а сама коммуникационная составляющая политической действительности изменяется и постоянно усложняется. В настоящее время в Российской Федерации формально закреплены легитимные механизмы взаимодействия органов власти с обществом. Однако их эффективность постоянно ставится под сомнение как политологами, так и самими акторами социально-политического процесса. Стратегические трансформации, происходящие в настоящее время в политической жизни страны, по изменению курса политического и социально-экономического развития предполагают и изменение политико-коммуникационной составляющей политического процесса. При этом сама власть на высшем уровне предъявляет новые требования к политической коммуникации органов власти, заключающиеся в переориентации на открытое обсуждение стратегий и направлений развития страны, а также в переходе к открытому и интерактивному формату взаимодействия.
Речь идет об особенностях мифологического языка анакреонтической лирики первой трети XIX века. Проблема рассматривается на материале анализа лирики А. Пушкина, К. Батюшкова и др.
Книга представляет собой хрестоматию чаще всего встречающихся мифов народов мира. Мифы даются в лучших популярных пересказах. Адресована школьникам.
Доказано, что культурно-информационная система отражает отраслевую и секторальную неоднородность культурно-информационной среды региона, а эффективное управление данной системой позволит сформировать устойчивую конкурентоспособность региона и создать единое культурно-информационное пространство страны.
Статья посвящена неразработанной проблеме севернопричерноморской эпиграфики — ранневизантийской палеографии региона. На основании всех известных памятников автор выделяет две региональные школы: херсонскую и боспорскую, и анализирует их эволюцию. Результаты анализа могут стать основанием для палеографической датировки новых надписей.
Сборник «Непосредственные вопросы» включает пресс-релизы всероссийских репрезентативных опросов (полевые работы ФОМ, Омнибус-Пента, выборка 1500 человек) с комментариями представителей духовенства, журналистов, общественно известных людей и представителей научного сообщества.
Статья посвящена критике двух работ, претендующих на то, чтобы стать введением в агиографию: выпущенного издательством ПСТГУ курса лекций Е. Н. Никулиной по предмету «Агиология», а также опубликованной издательством «AXIOMA» книги В. М. Лурье «Введение в критическую агиографию». На ряде мест показывается научная несостоятельность обеих работ.
Представлены результаты кросс-культурного исследования имплицитных теорий инновативности у студентов и учителей, представителей трех этнокультурных групп: русские, народы Северного Кавказа (чеченцы и ингуши) и тувинцы (N=804). Выявлены межгрупповые различия в имплицитных теориях инновативности: у русских респондентов и у студентов более выражены индивидуальные теории инновативности, у респондентов из Северного Кавказа, Тувы и учителей более выражены социальные теории инновативности. С помощью моделирования структурными уравнениями построена культурно-универсальная модель влияния ценностей на имплицитные теории инновативности и на установки по отношению к инновациям. Ценности Открытости изменениям и индивидуальные теории инновативности способствуют позитивному отношению к инновациям. Результаты исследования показали, что имплицитные теории инновативности различаются в разных культурах, а ценности оказывают разное влияние на отношение к инновациям и опыт инновативной деятельности в разных культурах.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.