• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Интеграция организаций высшего образования для решения задач социально-экономического развития регионов

Экономика региона. 2020. Т. 16. № 4. С. 1147-1161.

Тема развития регионов в последнее время приобрела особую актуальность, так как регионы получают все больше самостоятельности в решении своих социально-экономических задач. В связи с этим возникает проблема поиска потенциальных партнеров для выстраивания стратегии регионального развития с помощью совместного использования ресурсов и компетенций. В данном контексте становится актуальным рассмотрение такого значимого участника потенциального партнерства, как университеты: какова их роль и возможности в формировании региональной стратегии, каковы наиболее релевантные формы взаимодействия, а главное, с помощью каких показателей можно оценить эффективность интеграции университетов в решение задач регионального развития.
Основным методом авторского исследования стал метод экспертного интервью, проведенного с представителями 28-ми российских университетов, занимающими топовые административные должности и обладающими экспертным мнением по ключевым направлениям.
На основе анализа эмпирического материала авторами были определены три основные роли, которые может играть университет в региональном развитии: инициатор проектов, партнер и источник кадровых и аналитических ресурсов. При оценке ресурсов было установлено, что единственным дефицитным ресурсом университетов является финансирование, а все остальные ресурсы и компетенции могут быть при необходимости быстро мобилизованы. Среди наиболее эффективных механизмов интеграции университетов в решение региональных задач - консорциум университетов и организация проектных офисов с участием представителей администрации и бизнеса. Основным результатом исследования стало определение двух групп показателей, характеризующих включенность университета в решение социально-экономических задач развития региона — количественные и качественные, предложены определяющие их индикаторы, при этом, среди количественных определилась ранее не идентифицированная информационно-административная группа, были выделены основные этапы проведения оценки эффективности такой интеграции.
Перспективным направлением дальнейшего изучения в контексте рассматриваемой проблемы является сравнительный анализ эффективности интеграции университетов в решение социально-экономических задач в различных регионах Российской Федерации.