• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Возможное и невозможное «Я»: уточнение конструктов

Гришутина М. М., Костенко В. Ю.

Разработанная концепция Возможного Я реализует потребность более внимательного рассмотрения желаний, страхов, возможностей и когнитивных представлений о будущем личности (Markus & Nurius, 1986). Мотивационный аспект конструкта, способный оказывать влияние на поведение личности, подчеркивается как одна из основных функций Возможных Я через понятие «агентности» (agency). «Агентность» личности, по мнению Х. Маркус и П. Нуриус, характеризуется личностной каузальностью, саморегуляцией и контролем, и его можно определить как способность личности развивать, сохранять и подпитывать собственные Возможные Я. Этот механизм позволяет личности принимать решение о том, будет ли избираемый желаемый образ тем самым Возможным Я, к которому личность необходимо стремится или которое оно избегает. При всей проактивности механизмов Возможного Я, существуют ситуации, когда возможности субъекта переживаются им самим как «невозможности». Данный феномен был обозначен в предыдущих эмпирических исследованиях авторов как «Невозможное Я» (Костенко, Гришутина, 2018) и получает свою теоретическую разработку в рамках настоящей статьи. Невозможное Я — это манифестация значимого Возможного Я, которая испытывает заметное влияние руминации и нейротизма и связывается с высоким уровнем негативного аффекта и самообвинения. Проявления неконструктивных феноменов самосознания, возникающие вокруг него, по-видимому, сдерживают энергию желаемых Возможных Я, в норме существующих для фасилитации энергии и усиления мотивации. Полученные оценки параметров Возможных Я и личностных переменных не зависят от конкретного содержания формулируемых респондентами возможностей, демонстрируя универсальный характер обнаруженного феномена. Обсуждаются возможности операционализации и теоретическое основание данного конструкта. Конструкт Невозможного Я осмысляется авторами (1) в контексте общего интереса психологии личности к модальности «возможного», (2) с точки зрения теории Возможных Я (Markus & Nurius, 1986), раскрывающей данную модальность в полной мере и (3) в контексте представления о мотивационном потенциале Возможных Я, закрепленном в понятии «агентности» (agency).