?
Литература и музыка как пограничные коды культуры
На основании фундаментальных дефиниций культура может быть представлена как пространство жизни, насыщенное совокупностью процессов созидания и разрушения смыслов, взаимодействия бесконечного множества потоков информации, символизации и десимволизации. В этом динамично изменяющемся пространстве принципиальное значение имеет код - феномен, который получил множественные толкования и открывает исследовательские перспективы познания как целостности культуры, так и локально-исторических ее типов, конкретных форм, параметров. На основе анализа типологических оснований культурных кодов, сформулированных Р. Бартом, М.Фуко, У.Эко, Р. Якобсоном, Ю. Лотманом, В. Степиным и другими исследователями, авторы статьи выявляют ключевое значение границы для понимания функционирования кодов в культуре. Характерная для границы диалектика разделения и соединения, изоляции и диалога, упорядочивания и хаотизации позволяет считать пограничность значимым атрибутом кода. Авторы предлагают ввести понятие «пограничный код», открывающее возможности изучения особых «режимов работы» культурных кодов и динамики их взаимодействия. В русле изучения «пограничных кодов» анализируется взаимодействие литературы и музыки, которое раскрывается в следующих аспектах: от широкого понимания «литературности» и «музыкальности» - к постижению многообразия форм взаимодействия языков искусства, включая границы литературного описания музыки и музыкальной интерпретации литературы. Обращение к изучению диалектики границы литературы и музыки обусловлено их значимостью для понимания универсальности (вездесущности) культурных кодов и определения их пограничной природы.