• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Об экспериментальных исследованиях эгоцентрической и внутренней речи, проведенных научной группой Л.С. Выготского

Вопросы психологии. 2019. № 3. С. 130-144.
Завершнева Е. Ю., ван дер Веер Р.

На материале известных и малоизвестных работ Л.С. Выготского, а также его личных запи-
сей обобщается эволюция представлений Л.С. Выготского о природе эгоцентрической и
внутренней речи. В анализ включена, в частности, малоизвестная монография «Педоло-
гия школьного возраста» (1928), а также доклад Л.С. Выготского и А.Р. Лурии «Функция и
судьба эгоцентрической речи», представленный на IX Международном психологическом
конгрессе в Нью-Хейвене (США, 1929); тезисы доклада переведены на русский язык и
публикуются в статье впервые. Показано, что гипотеза о генетическом родстве эгоцен-
трической и внутренней речи появилась у Л.С. Выготского не позднее начала 1928 г.;
обсуждается ее видоизменение в период с 1928 по 1934 г. Впервые предпринята попыт-
ка реконструировать четыре типа экспериментальных исследований эгоцентрической и
внут ренней речи, проведенных научной группой Л.С. Выготского (Р.Е. Левина, А.Н. Леонтьев,
А.Р. Лурия, А.А. Шеин), каждому типу эксперимента сопоставлена отдельная гипотеза, ком-
ментируются особенности экспериментального замысла. Утверждается, что схематиче-
ское изложение хода экспериментов и отсутствие необходимых количественных данных
существенно осложняют их анализ и репликацию и что в изложении Л.С. Выготского обсу-
ждаемые эксперименты выполняют скорее функцию иллюстрации, чем функцию подкре-
пления культурно-исторической теории.