• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Человек в контексте традиционной культуры: метапозиция и диалог между исследователями разных наук

Обсерватория культуры. 2019. Т. 16. № 4. С. 349-361.
Обухов А. С., Овчинникова Ю. С., Ткаченко Н. В.

Статья посвящена проблеме организации продуктивного диалога между представителями разных наук при проведении комплексных междисциплинарных исследований человека в контексте традиционной культуры. Предпосылками к постановке данной проблемы послужил многолетний опыт совместных полевых исследований, проведенных авторами в России (Адыгея, Русский Север, Башкирия, Бурятия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Хакасия, Якутия и другие регионы) и Мексике, а также анализ релевантных научно-практических разработок. В качестве решения поставленной задачи авторы разрабатывают методологическую конструкцию «метапозиция», позволяющую приблизиться к комплексности и междисциплинарности исследования через принцип диалога в целостном социокультурном поле. Метапозиция как технология организации полипрофессионального взаимодействия различных специалистов в общем пространстве исследований направлена на развитие у ученого навыка фиксации, систематизации и репрезентации результатов своей работы с учетом позиций коллег из других предметных областей. Реализация данной технологии приводит к созданию мета­языка и к расширению научной культуры ученого (теоретических рамок каждого из исследователей, стиля их научного рассуждения и личностных качеств). Выстраивание метапозиции как устойчивой системы взаимодействий между различными позициями исследователей предполагает три взаимосвязанных стадии: определение общего поля исследования; выявление границ исследовательских позиций; построение межпозиционного диалога. Возможности применения методологической конструкции «метапозиция» на различных этапах полевого исследования (до поля, в поле, в завершение поля, в процессе анализа полевых данных) конкретизируются с помощью соответствующего алгоритма и подкрепляются примерами из полевой практики.