• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Особенности феноменологического подхода в современной аналитической философии сознания

История философии. 2019. Т. 24. № 2. С. 89-103.

Настоящее исследование посвящено анализу особенностей феноменологического подхода
в современной аналитической философии сознания. На сегодняшний день феноменология
в аналитической философии сознания все больше укрепляет свои позиции. Это связано с про-
блемой ограниченности научного (т. н. натуралистского) подхода к изучению сознания. Также
показывается, что в отличие от известных в континентальной традиции стратегий тематиза-
ции сознания, аналитическая философия сознания, часто по умолчанию, использует язык
и аппарат натуралистской философии. Под последним понимается онтология природных объ-
ектов и мотив их первичности (изначальности). В статье производится разбор некоторых
средств аналитической философии сознания, которые позиционируются как феноменологиче-
ские, но не всегда сохраняют аутентичность феноменологической методологии. Показано, что
особенности феноменологического подхода в аналитической философии сознания связаны
с определенными недостатками традиционной феноменологии, а именно, разрывом с языком
науки и отсутствием достаточных возможностей диалога между учеными и философами. Фе-
номенологический подход в современной аналитической философии сознания, напротив,
предлагает ряд инструментов, позволяющих продемонстрировать особенности сознания как
«объекта исследования» на территории самой науки. В статье показаны некоторые из этих ин-
струментов и дан их анализ в сравнении с традиционной феноменологией Гуссерля. В тексте
отражен результат данного сопоставления, а именно то, что следствием научной конвертируе-
мости является сохранение остаточного натуралистского материала (словаря науки) в преде-
лах аналитических версий феноменологии, что не позволяет аутентично применять традици-
онные феноменологические подходы к изучению проблем сознания в аналитической филосо-
фии. Вместе с тем показывается, что дальнейшее развитие традиций аналитической филосо-
фии и феноменологии может развиваться в форме диалога, ибо это приводит к важным новым
результатам в современной философии, в частности, в изучении сознания.