• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Караимы Крыма. Путевые заметки к вопросу об идентичности

Идеи и идеалы. 2019. Т. 11. № вып 2, часть 1. С. 209-232.


 

В статье на основе полевых социологических материалов обсуждает- ся проблема самоидентификации малого народа – караимов Крыма. Во- прос остро актуален не только для самих караимов, но и для исследовате- лей, поскольку имеет место противоречие важнейших атрибутов этниче-ской идентичности: языка и религии. С целью оценки актуальности про- блемы этносоциальной идентичности крымских караимов было проведено полевое социологическое исследование, базирующееся на 15 экспертных интервью с караимами и 48 фокусированных беседах со случайными ре- спондентами – некараимами в 12 городах и сельской местности Крыма. По- лученная информация подтверждает неоднозначность и значительную не- определенность самоидентификации караимов. Эксперты, утверждающие о своем караимском происхождении, отрицают родственные связи с еврея- ми, считают себя этническими тюрками на основании языка, которым ни- кто из опрошенных не владеет в необходимой мере; караизм считают не- зависимой от иудаизма религией. Эксперты, владеющие караимским язы- ком или ивритом, напротив, такие связи признают. Отмечена значитель- ная социально-политическая диверсификация и атомизация оформленной общественной активности караимов повсеместно в Крыму. Обществен- ные организации караимов конкурируют за бюджетные средства и ожида- емую государственную поддержку. В эту сферу никак не включены караи- мы сельской местности. Подавляющее большинство жителей Крыма не- караимов крайне слабо осведомлены о караимах как народе или совсем не имеют представления о них. Делается вывод о том, что караимы Крыма – к настоящему времени почти полностью ассимилированный в культурном и религиозном смысле народ, хотя есть немало этнически не смешанных караимов. При этом общественно-политическая и культурно-религиозная деятельность активных представителей народа не способствует ни этниче-ской консолидации, ни сохранению, ни возрождению малого народа.