• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

К новой психологической теории способностей и одаренности

Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 2. С. 15-26.

Принципиальным фактором, определяющим развитие науки, является оформление её понятийного аппарата. Это в полной мере относится и к теоретическим проблемам психологии способностей и одарённости. В статье, на основе анализа научных работ, прежде всего отечественных классиков психологии, опираясь на эмпирические материалы, полученные автором и его учениками, предлагается теоретический конструкт понятий «способности» и «одарённость». Обосновывается подход, согласно которому способности рассматриваются в трёх измерениях: как природные, субъектно-деятельностные и личностные. Важно подчеркнуть, что у конкретного человека (как индивидуальности) способности должны рассматриваться одновременно в трёх измерениях. При этом в каждом измерении будет проявляться неравномерность и гетерохронность их развития. В результате получим представление о сложном процессе формирования и развития способностей.
Предлагаемое в статье представление о структуре способностей позволяет дать ответ на основной методологический вопрос: на отношение задатков и способностей. Он заключается в том, что способности (индивида) рассматриваются как свойства функциональных физиологических систем, реализующих конкретные психические функции.
В статье показывается, что развитие способностей идёт на определённой природной основе, достраиваясь овладением интеллектуальными операциями (способности субъекта деятельности) и находясь под контролем и направляющим воздействием мотивации и нравственных качеств (способности личности).
В статье приводятся и другие следствия, вытекающие из предложенного взгляда на сущность способностей.
С учётом того, что одарённость рассматривается в большинстве работ как «качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность большего или меньшего успеха» в конкретной деятельности (Б. М. Теплов), опираясь на предложенное понимание способностей, дается содержательное определение одарённости и рассматриваются некоторые принципиальные вопросы теории одарённости.