Статья
ГЕНЕЗИС ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СУВЕРЕННОСТИ: ФАКТОР ПОРЯДКА РОЖДЕНИЯ
Способность защищать границы своего эмпирического Я – диспозициональная суверенность – это черта личности, обладающая большим адаптивным значением. Она развивается посредством обобщения повседневных действий, направленных на защиту границ в дискретных ситуациях взаимодействия с другими людьми, в первую очередь - близкими. В настоящей статье исследуется роль статуса сиблинга (порядка рождения) в развитии этой черты. Проведено два эмпирических исследования. В первом из них, осуществленном с участием детей от двух до десяти лет, показано, что наиболее зрелыми способы защит являются у единственных детей, наименее зрелыми у первых, а вторые дети в семье демонстрируют промежуточный уровень развития навыков защиты границ. Во втором исследовании, проведенном на юношеской выборке, показано, что связь суверенности с порядком рождения модерирована полом: суверенность максимальна у младших девушек и старших юношей.
Рассматривается связь дружественности домашней среды и моральной мотивации респондентов юношеского возраста. Участвовало 260 человек (55 мужского пола). Использовались опросники «Функциональность домашней среды», «Личностная релевантность домашней среды», «Шкала моральных мотивов». Обнаружена сильная положительная взаимосвязь рассматриваемых переменных; в мужской подвыборке связей значительно больше.
Книга знакомит читателя с современными представлениями о половом отборе, его роли в формировании современных видов животных и человека. Пол и гендер в человеческом обществе представлены как комплексный биосоциальный феномен. Рассмотрены различия мужского и женского тела, особенности физиологии и генетики, психической деятельности и стратегий сексуального и родительского поведения. В книге показана специфика мужского и женского поведения в традиционных обществах, продемонстрирована связь репродуктивного успеха с социальным статусом и экономическим благосостоянием. Обсуждаются причины устойчивости ряда гендерных стереотипов в современном обществе. Подробно рассказано об универсальных и культурно-специфичных идеалах красоты и методах их исследования. Книга предназначена антропологам, психологам, социологам, историкам, политологам, социальным работникам, широкому кругу читателей, интересующихся вопросами взаимоотношений между полами
Данный сборник объединяет доклады конференции "Пол. Политика. Поликультурность. Гендерные отношения и гендерные системы в прошлом и настоящем".
В статье обсуждаются проблемы политики императрицы Екатерины II.
В статье обсуждается вопрос разница терминов "пол" и "гендер".
Предлагаемая монография посвящена вопросам развития границ Я как предпосылок диспозициональной суверенности в детском возрасте и возможностям использования этой черты личности в ходе взаимодействия с «большим социумом». Выделены качества и функции границ Я; показано, что в детстве их развитие происходит в нескольких направлениях – от физических к символическим, от защиты собственной эмпирической личности к уважению границ других людей. Показана роль статуса сиблинга и психофизиологических предпосылок в развитии диспозициональной суверенности. Показано, с какими социальными верованиями и особенностями культуры она связана. Монография может быть полезна исследователям, практикам и всем интересующимся развитием личности.
Статья продолжает цикл работ, посвященных роли домашней среды в развитии личностных качеств, необходимых для межличностного взаимодействия. Повседневное общение часто связано с распределением разного рода ресурсов; этот процесс требует личностных качеств, не только способствующих восприимчивости к справедливости, но также стимулирующих толерантное отношение к ее нарушениям. В связи с характеристиками дружественной домашней среды рассматривается способность к прощению. Выборка включала 590 студентов (M=18,7, SD=1,1, 477 девушек и 113 юношей). Использовались многошкальные опросники Функциональность домашней среды, Релевантность домашней среды и Привязанность к дому. Была осуществлена психометрическая подготовка русскоязычной шкалы Способность к прощению Хартланд, в результате адаптации и проверки факторной структуры включающая две субшкалы (Готовность к прощению и Отсутствие руминаций) и обладающая хорошей надежностью. Результаты продемонстрировали высокую гендерную сензитивность. Обнаружено, что в группе девушек характеристики дружественного дома положительно связаны со способностью прощать, а в группе юношей – отрицательно. Наибольшее количество связей образовано функциональными характеристиками дома, а в группе юношей – также привязанностью к дому. Констатируется, что в отношении юношей дом реализует усиливающую функцию, а в отношении девушек – облагораживающую; для развития способности прощать юношам показана сепарация от дома. Делается вывод о том, что вклад домашней среды в развитие способности прощать обусловлен контекстом развития человека. И прощение и непрощение представляют собой адаптивные феномены, важные для решения межличностных и социальных задач, содержание которых задано полом респондентов. Результаты согласуются с концепциями морального развития Л. Кольберга и К. Гиллиган.Статья продолжает цикл работ, посвященных роли домашней среды в развитии личностных качеств, необходимых для межличностного взаимодействия. Повседневное общение часто связано с распределением разного рода ресурсов; этот процесс требует личностных качеств, не только способствующих восприимчивости к справедливости, но также стимулирующих толерантное отношение к ее нарушениям. В связи с характеристиками дружественной домашней среды рассматривается способность к прощению. Выборка включала 590 студентов (M=18,7, SD=1,1, 477 девушек и 113 юношей). Использовались многошкальные опросники Функциональность домашней среды, Релевантность домашней среды и Привязанность к дому. Была осуществлена психометрическая подготовка русскоязычной шкалы Способность к прощению Хартланд, в результате адаптации и проверки факторной структуры включающая две субшкалы (Готовность к прощению и Отсутствие руминаций) и обладающая хорошей надежностью. Результаты продемонстрировали высокую гендерную сензитивность. Обнаружено, что в группе девушек характеристики дружественного дома положительно связаны со способностью прощать, а в группе юношей – отрицательно. Наибольшее количество связей образовано функциональными характеристиками дома, а в группе юношей – также привязанностью к дому. Констатируется, что в отношении юношей дом реализует усиливающую функцию, а в отношении девушек – облагораживающую; для развития способности прощать юношам показана сепарация от дома. Делается вывод о том, что вклад домашней среды в развитие способности прощать обусловлен контекстом развития человека. И прощение и непрощение представляют собой адаптивные феномены, важные для решения межличностных и социальных задач, содержание которых задано полом респондентов. Результаты согласуются с концепциями морального развития Л. Кольберга и К. Гиллиган.
Статья посвящена изучению связи диспозициональной психологической суверенности и моральных мотивов в юношеском возрасте. Проверялись гипотезы о том, что 1) психологическая суверенность положительно связана с моральными мотивами и 2) эта связь модерирована полом. В исследовании приняли участие 539 студентов (125 юношей) разных специальностей, обучающихся в московских университетах Mвозраст = 21,0, SDвозраст = 3,5. В качестве методов использовались многошкальные опросники Суверенность психологического пространства – 2010 (Нартова-Бочавер, 2014) и Модель моральных мотиваций (Moral Motives Model (MMM) scale) (Janoff-Bulman, Carnes, 2013). Обнаружено, что суверенность действительно связана с моральными мотивами, преимущественно прескриптивными (побуждающими), а не проскрептивными (ограничивающими). Получены существенные гендерные различия: у юношей связи немногочисленны, слабы (тенденции) и образованы Суверенностью тела и территории; у девушек связи многочисленны, сильны и образованы Суверенностью ценностей. Гипотезы исследования подтвердились.
В статье рассматриваются лингвистические классификации, выявляющие корреляционные связи между экстралингвистическими факторами, оказывающими влияние на собственно языковые характеристики речи говорящего, и реализуемыми в речи синтаксическими конструкциями.
В статье анализируется влияние дистракторов на эффективность решения задач на внимание. Демонстрируется, какие эффекты – отрицательные (эффекты интерференции), отрицательные (эффекты избыточности) или нейтральные (нулевые эффекты) – могут оказывать дистракторы. Эффекты дистрактора, описанные в литературе, классифицируются в соответствии с гипотетическим источником. Также вводится общее правило теории. Оно включает в себя формальное предсказание конкретного эффекта дистрактора на основе мер энтропии и избыточности из математической теории связи (Shannon, 1948). В качестве гипотетических механизмов, лежащих в основе эффектов дистрактора, рассматриваются одно- и двухпроцессные модели. Также в работе для формализации и простой визуализации экспериментальных данных, связанных с эффектами дистрактора, вводятся профили дистрактора (ПД). Обсуждаются типичные формы ПД и их интерпретация с примерами из трех широко цитируемых экспериментов. Наконец, в статье вводится иерархическая гипотеза, предполагающая уровневые модулирующие взаимодействия между эффектами дистрактора разных классов.
В статье рассматривается понятие образа мира, уровни совладающего поведения личности, влияние образа мира на совладание молодых верующих людей, дается типология личности в зависимости от степени религиозности и особенностей влияния типов образа мира на формирование копинг-стратегий человека.
Книга посвящена крайне актуальной теме – психотерапии супружеских пар. Современный брак уже несколько десятилетий находится в кризисе: семьи распадаются, все больше людей вообще не создают семьи. В тоже время люди отнюдь не утратили потребность быть в паре и все таке испытывают дискомфорт от одиночества. Описаны современный подходы к психотерапии пар, представлена их типология. Приведены техники психолгической помощи супржеским парам, затронуты вопросы психотерапии развода, работы с семьями, страдающими от алкоголизма своих членов, проблемы изменения климата после рождения ребенка…
Тема статьи - описание опыта исследования факторов социального благополучия образовательных мигрантов, измеренного c помощью психологической шкалы субъективного благополучия (А. Перруд-Баду, Г. А. Мендельсон, Ж. Шиш, 1988), которая ранее была адаптирована для русского языка М.В. Соколовой. Проводится статистический анализ надежности применяемого теста. Выявляются тенденции в характере соотношения между условиями адаптации и её успешностью, описываются возможные механизмы формирования субъективного благополучия студентов-мигрантов, проживающих в общежитиях. Отдельное внимание уделено маятниковой миграции как фактору адаптации.
Сборник материалов международного форума по социально-культурной анимации, включающий в т.ч. современные проблемы высшего образования в различных странах.
Представлены научные статьи, посвященные актуальным проблемам современной психологии личности и социального взаимодействия. При широком тематическом разнообразии их объединяет методологическая идея личности как субъекта, реализующегося в контексте учебной и профессиональной деятельности и межличностного взаимодействия. Адресуется профессиональным психологам – исследователям, преподавателям, практикам, а также студентам, магистрантам и аспирантам психологических специальностей. Может быть рекомендован специалистам философского и социогуманитарного профиля, а также всем читателям, интересующимся проблемой личности.