Статья
Эмоциональная конгруэнтность при восприятии неоднозначных выражений лица
Эмоциональная конгруэнтность при восприятии эмоций проявляется в повышении сензитивности к тому типу эмоций, которые соответствуют эмоциональному состоянию наблюдателя. Цель настоящего исследования состояла в том, чтобы проверить, будет ли получен устойчивый эффект эмоциональной конгруэнтности с помощью разработанной авторами новой экспериментальной методики. Было проведено 2 эксперимента, в которых приняли участие соответственно 69 (средний возраст 20,2; 57 женщин) и 58 (средний возраст 18,2; 50 женщин) испытуемых. У испытуемых индуцировались радость или грусть, после чего они определяли, какие эмоции были представлены в неоднозначных выражениях лица. В обоих экспериментах был получен эффект эмоциональной конгруэнтности: в радостном состоянии, по сравнению с грустным состоянием, испытуемые чаще видели радость и реже грусть в лицах с неоднозначным выражением. Дальнейшие исследования должны быть направлены на сопоставление теоретических моделей, которые связывают механизмы, лежащие в основе эмоциональной конгруэнтности, либо с восприятием стимула, либо с порождением ответа.
Исследовалась роль эмоциональных черт наблюдателя при распознавании им эмоций по выражениям лица. Согласно модели инфузии аффекта Дж. Форгаса степень влияния эмоциональных черт должна быть различной в зависимости от типа задания, которое даётся испытуемому. Выполнение заданий, требующих большей продуктивной активности, будет в большей степени подвержено влиянию эмоциональных черт. Это предсказание проверялось в эксперименте, в котором испытуемые распознавали эмоции радости, грусти, страх и злости по выражениям лица, самостоятельно порождая названия эмоций, что соответствовало большей активности испытуемого, или выбирая один из двух вариантов ответа. Точность распознавания эмоций и сензитивность к определённым типам эмоций оказались более тесно связанными с личностными чертами испытуемых при выполнении заданий, требовавших большей продуктивной активности. Тип связей свидетельствует о том, что для эмоций радости и злости проявлялся эффект эмоциональной конгруэнтности. Все результаты были получены при длительности экспозиции стимулов 200 мс, что соответствует раннему этапу переработки информации.
Влияние эмоционального состояния на творческое мышление человека неоднозначно. Так, отрицательные эмоции могут играть как мотивирующую роль, так и являться сильнейшим стрессором. Положительные же либо стимулируют к новым достижениям, либо дают недостаточно напряжения для начала выполнения работы. В нашем исследовании проверялась гипотеза о том, что индукция положительной эмоции будет способствовать повышению креативности при дефиците времени (Болотова А.К., 2007). На основе полученных результатов может быть сформулирован ряд практических рекомендаций для формирования стрессоустойчивости сотрудников.
Влияние эмоционального состояния на творческое мышление человека неоднозначно. Так, отрицательные эмоции могут играть как мотивирующую роль, так и являться сильнейшим стрессором. Положительные же либо стимулируют к новым достижениям, либо дают недостаточно напряжения для начала выполнения работы.
В нашем исследовании проверялась гипотеза о том, что индукция положительной эмоции будет способствовать повышению креативности ситуации неопределенности.
Результаты исследования показали неоднозначное влияние эмоционального состояния на креативность личности. Положительные стимулы позволяют сглаживать воздействие интенсивных стрессоров. В нейтральных условиях индукция любых эмоций повышает креативность. Однако в ситуации неопределенности (например, дефиците времени), результаты ухудшаются в два раза, а также выявляются различия в их выполнении для эмоций разной модальности.
Эффект эмоциональной конгруэнтности заключается в облегчении переработки тех стимулов, которые совпадают по эмоциональной окраске с эмо- циональным состоянием самого испытуемого и его эмоциональными чертами, а эффект комлементарности заключается в облегчении переработки стимулов, имеющих окраску другого типа. Исследование было направлено на то, чтобы по- лучить дальнейшие данные о существовании эффектов эмоциональной конгруэнтности и комплементарности на различных типах эмоций с помощью анализа нескольких параметров движения глаз в антисаккадной задаче. Эффект конгруэнтности получен только для диспозициональной грусти, а также были по- лучены эффекты обратной комплементарности.
Целью данного исследования было сравнение эффективности обновления аффективной информации в рабочей памяти в зависимости от эмоционального состояния (далее — ЭС) испытуемого. Предполагалось, что будет обнаружен эффект эмоциональной конгруэнтности, который состоит в том, что люди точнее и быстрее обрабатывают информацию, соответствующую их ЭС. В исследовании приняло участие 66 человек (возраст: M = 18.56; SD = 1.02). Для оценки эффективности обновления был применен аффективный вариант задачи «n шагов назад», где в качестве стимулов выступили радостные, грустные и нейтральные слова. В ходе исследования у каждого испытуемого индуцировалось радостное или грустное ЭС. Использовался комбинированный метод индукции ЭС, состоящий из автобиографического метода и метода индукции при помощи музыкальных отрывков. Эффекта эмоциональной конгруэнтности обнаружено не было. Паттерн результатов точности и времени реакции, полученный в обеих группах, схож и, вероятнее всего, частично вызван влиянием эффекта последовательности. Было получено, что пробы всех типов выполняются быстрее после индукции ЭС. В то же время негативные пробы (M = 0.83; SD = 0.12) значимо отличаются от позитивных (M = 0.78; SD = 0.16) и нейтральных проб (M = 0.73; SD = 0.21) по точности их выполнения. Полученные результаты показывают, что на обновление в рабочей памяти информации влияет ее аффективная окраска: эмоционально окрашенная информация обновляется более эффективно, чем нейтральная, а среди эмоциональных стимулов более эффективно обновляется информация о негативных.
Тема статьи - описание опыта исследования факторов социального благополучия образовательных мигрантов, измеренного c помощью психологической шкалы субъективного благополучия (А. Перруд-Баду, Г. А. Мендельсон, Ж. Шиш, 1988), которая ранее была адаптирована для русского языка М.В. Соколовой. Проводится статистический анализ надежности применяемого теста. Выявляются тенденции в характере соотношения между условиями адаптации и её успешностью, описываются возможные механизмы формирования субъективного благополучия студентов-мигрантов, проживающих в общежитиях. Отдельное внимание уделено маятниковой миграции как фактору адаптации.
Сборник материалов международного форума по социально-культурной анимации, включающий в т.ч. современные проблемы высшего образования в различных странах.
В статье анализируется влияние дистракторов на эффективность решения задач на внимание. Демонстрируется, какие эффекты – отрицательные (эффекты интерференции), отрицательные (эффекты избыточности) или нейтральные (нулевые эффекты) – могут оказывать дистракторы. Эффекты дистрактора, описанные в литературе, классифицируются в соответствии с гипотетическим источником. Также вводится общее правило теории. Оно включает в себя формальное предсказание конкретного эффекта дистрактора на основе мер энтропии и избыточности из математической теории связи (Shannon, 1948). В качестве гипотетических механизмов, лежащих в основе эффектов дистрактора, рассматриваются одно- и двухпроцессные модели. Также в работе для формализации и простой визуализации экспериментальных данных, связанных с эффектами дистрактора, вводятся профили дистрактора (ПД). Обсуждаются типичные формы ПД и их интерпретация с примерами из трех широко цитируемых экспериментов. Наконец, в статье вводится иерархическая гипотеза, предполагающая уровневые модулирующие взаимодействия между эффектами дистрактора разных классов.
Представлены научные статьи, посвященные актуальным проблемам современной психологии личности и социального взаимодействия. При широком тематическом разнообразии их объединяет методологическая идея личности как субъекта, реализующегося в контексте учебной и профессиональной деятельности и межличностного взаимодействия. Адресуется профессиональным психологам – исследователям, преподавателям, практикам, а также студентам, магистрантам и аспирантам психологических специальностей. Может быть рекомендован специалистам философского и социогуманитарного профиля, а также всем читателям, интересующимся проблемой личности.
В статье рассматривается понятие образа мира, уровни совладающего поведения личности, влияние образа мира на совладание молодых верующих людей, дается типология личности в зависимости от степени религиозности и особенностей влияния типов образа мира на формирование копинг-стратегий человека.
Книга посвящена крайне актуальной теме – психотерапии супружеских пар. Современный брак уже несколько десятилетий находится в кризисе: семьи распадаются, все больше людей вообще не создают семьи. В тоже время люди отнюдь не утратили потребность быть в паре и все таке испытывают дискомфорт от одиночества. Описаны современный подходы к психотерапии пар, представлена их типология. Приведены техники психолгической помощи супржеским парам, затронуты вопросы психотерапии развода, работы с семьями, страдающими от алкоголизма своих членов, проблемы изменения климата после рождения ребенка…