• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Рубеж 1980–1990-х гг. в судьбах выпускников исторического факультета Кубанского университета: проблемы профессионального самоопределения

Тажидинова И. Г.

Социальная история России последнего десятилетия ХХ в. тесно связана с завершающим этапом развития советского общества — временем «перестройки». Однако и тот и другой периоды недостаточно разработаны в отечественной историографии; особенно это касается таких аспектов, как повседневная жизнь людей в переходном обществе, социальная мобильность населения, жизненные стратегии молодого поколения. Статья нацелена на исследование того, каким образом новые политические и социально-экономические реалии рубежа 1980–1990-х гг. воздействовали на профессиональное самоопределение молодых людей, вступавших в это переломное время в самостоятельную жизнь. Мы предлагаем рассмотреть данную проблему на примере юношей и девушек, которые на исходе советской эпохи избрали своей специальностью историю, приложили максимум усилий для поступления на престижный исторический факультет Кубанского государственного университета, но, получив диплом о высшем образовании уже в иных общественных условиях, были вынуждены корректировать либо кардинально менять свои первоначальные профессиональные планы. Источниковой базой исследования послужили личные дела выпускников дневного отделения исторического факультета Кубанского государственного университета 1992 и 1993 гг., а также материалы 20 глубинных интервью с выпускниками, проведенных в 2018 г. Был составлен коллективный «портрет» выпускника дневного отделения истфака КубГУ 1992 и 1993 гг. (абитуриента 1987 и 1988 гг.). Выяснение мотиваций выбора в пользу истфака показало, что для многих факультет был привлекателен с точки зрения карьерного роста в партийных органах, госуправлении (особенно для комсомольских активистов). Последствия «перестройки» для личных профессиональных планов осознавались постепенно. Нестабильные экономические условия перехода к рынку привели к тому, что многие выпускники начали трудовой путь с устройства «по специальности» (в школы, музеи).