?
Повседневная жизнь уральского вуза в эпоху перемен (вторая половина 1980-х — 1990-е гг.): ракурс устной истории
Рост интереса и стремления осмыслить процессы, имевшие место в российском обществе в последние десятилетия ХХ в., во многом обусловлен желанием разобраться в современной социально-политической ситуации. Нередко корни сегодняшнего российского общества видятся исследователям, представляющим различные области знания, именно в 1990-х гг. Пришло ли время научного исторического анализа этого периода? Скорее всего, в ответах на этот вопрос мы услышим полярные мнения: в то время как в среде профессиональных историков довольно распространена точка зрения о многолетней дистанции, необходимой для получения качественных выводов о закономерностях развития какой-либо эпохи, в программах вузовского исторического образования появляются дисциплины, посвященные изучению «краха системы социализма». Однако, наличие уже сегодня насущной необходимости выявления, аккумуляции и анализа источниковых комплексов, отражающих различные аспекты истории 1990-х гг., сомнений в научном сообществе не вызывает. В этой связи представляется перспективным обращение к практике устно-исторического интервьюирования. В контексте развития антропологического подхода устную историю можно определить как одно из наиболее социально значимых направлений исторического знания. Цель статьи — опираясь на метод устно-исторического интервью, выявить взгляд и оценочные суждения преподавателей исторического факультета Уральского федерального университета (УрФУ) на события периода перестройки и первого постсоветского десятилетия. Актуализация в работе компаративного подхода объясняется тем обстоятельством, что в воспоминаниях большинства респондентов 1990-е гг. чаще всего запечатлены на фоне событий предыдущего важного исторического этапа — перестройки.