• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Интеграция школ в Латвии и Эстонии через реформу содержания образования

В статье описывается реформа образовательного стандарта в школах с русским языком преподавания в Латвии и Эстонии. Цель исследования ответить на вопрос: были ли данные реформы успешными в плане принятия нового стандарта и улучшения показателей в PISA (Международной программе оценки образовательных достижений учащихся)? Проведен анализ того, каким образом положения законов о реформе и других документов, имеющих к ней отношение, были интегрированы в повседневную школьную практику и насколько академические результаты их отражают. Исследование опирается на сложившуюся после распада СССР ситуацию естественного эксперимента, когда страны, вышедшие из одной образовательной системы, реализовывали свой курс реформ и достигли различных результатов. Анализ проводился с использованием трёхуровневого подхода к изучению образовательного стандарта: предлагаемого (отражаемого в документах), реализуемого (преподаваемого в школах) и освоенного (отражаемого в результатах оценки знаний). Для решения поставленных задач проведен анализ документов, описывающих основные положения реформ; серия глубинных интервью в русскоязычных школах с целью изучения процесса включения предлагаемых нововведений в педагогический процесс; а также анализ тенденций, наблюдаемых в PISA за период с 2006 по 2015 гг. по математике, чтению и естествознанию. Согласно полученным результатам, дистанция между предлагаемым образовательным стандартом и освоенным сократилась в обеих странах. Школы активно внедряют предлагаемые изменения в обучение, а результаты в PISA непрерывно растут. Однако процесс достижения этого в исследуемых странах проходит по-разному. Методология естественного эксперимента позволила изучить как процесс реформирования в двух странах, так и оценить эффекты вводимых преобразований.