• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Общественный контроль за публичной властью в России: болезни роста или задержка развития?

В статье обосновывается важность активного, постоянного и комплексного общественного контроля как института политического участия. На основе анализа обстоятельств появления и содержания  ряда важных российских конституционных и законодательных новелл автор приходит к выводу о том, что степень транспарентности правотворческой деятельности и общественного контроля в данной сфере является в российском государстве весьма низкой. Сформулированы конкретные предложения по совершенствованию правового регулирования с целью создания комплексного юридического механизма активизации общественного контроля в области правотворчества. В частности, аргументируется необходимость принятия  федерального закона о парламентских слушаниях, в котором следует зафиксировать обязательность проведения слушаний с участием представителей компетентных профессиональных сообществ, а также получения заключений от них в процессе обсуждения законов о поправках к Конституции Российской Федерации, всех федеральных конституционных законов и ряда федеральных законов. Подвергается критике Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Его главный дефект – отсутствие возможности проявления инициативы и иной  активности в данной сфере рядовыми гражданами: главными субъектами всех форм общественного контроля выступают общественные палаты и омбудсманы – структуры, так или иначе встроенные в государственный механизм. Предлагается предусмотреть упомянутым Законом право инициировать  общественный контроль в любой его форме как органам публичной власти (нуждающимся, например, в общественной экспертизе проекта какого-либо правового акта), так и любой группе  обладающих активным избирательным правом граждан в количестве, установленном законом в зависимости от уровня акта, а также затронутым или компетентным в данном вопросе некоммерческим организациям либо их подразделениям. Последних из перечисленных субъектов инициативы следует признать и субъектами самого общественного контроля. Анализируются в статье и подзаконные акты, направленные на оживление общественной инициативы и общественного контроля как механизмов влияния на публичную власть, сформулированы предложения по совершенствованию соответствующих документов.