• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Православная модернизация vs механическая европеизация: ответ старообрядцев на вызовы истории

В статье содержится попытка применения концепции А. Дж. Тойнби «вызова истории» к России XVII–XIX вв. Сравниваются реализованные в истории варианты ответа на такой вызов — петровский гипермеханический и старообрядческий. В результате деятельности Петра I при низком уровне медиационных потенций и высокой скорости изменений фактически ограниченное обновление социума сопровождалось его деградацией и замедлением развития. По словам В. Н. Топорова, при Петре I был полностью утрачен шанс на «органическое
развитие русского общества». Не было создано экономики, основанной на новых современных принципах. Ответ староверов на вызовы истории был основан на переосмыслении православной традиции в новых цивилизационных условиях и на развитии доктринальных положений допетровской трудовой этики, а также сложившихся ранее установок российского крестьянства и городских слоев. Фактическое социальное новаторство староверов на ранних этапах модернизации общества имело значительно большее распространение и в этом смысле эффективность, чем государственные усилия. В результате старообрядчество по отношению к государственной модернизации представляло собой реализацию параллельной и альтернативной модели национальной модернизации — нонэтатистской по характеру, основанной на традиции и реализованной вне европейской системы ценностей.