• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Особенности личностного самоопределения делинквентных подростков

Образование личности. 2016. № 4. С. 82-89.
Подольский А. И., Идобаева О. А.

В статье излагаются существующие в западной литературе обобщенные представления о строении самоотношения и подходы отечественных психологов к изучению данной проблемы. Продуктом самосознания является представление о себе (Я-концепция). При этом допускается, что Я-концепция не просто продукт самосознания, но важный фактор детерминации поведения человека, такое внутриличностное образование, которое во многом определяет направление его деятельности, поведение в ситуациях выбора, контакты с людьми. Для понимания поведения делинквентных подростков и выстраивания эффективной профилактической и реабилитационной работы с ними очень важно разобраться в механизмах формирования самоотношения у данной категории подростков. Приведенное в статье эмпирическое исследование раскрывает дополнительные источники понимания самосознания (самопонимания, самоотношения, самоопределения) делинквентных подростков. Результаты показали, что у делинквентных подростков значимо снижено глобальное самоотношение и самоуважение, в отличие от нормативно развивающихся подростков, самосознание исследуемой выборки характеризуется слабой верой в свои возможности и способности. Их общая эмоциональная оценка самих себя во многом зависит от ожидания негативного отношения со стороны окружающих.