• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Письмо редактора

Дорогие читатели,

перед вами 49-й выпуск журнала «Теория моды: одежда, тело, культура», который объединяет статьи, посвященные моде и литературе, костюму конструкциям национальной идентичности, а в разделе «Тело» мы обращаемся к теме одежды, процессу ее ношения, способам хранения, уходу и воспоминаниям, которые могут оказаться продуктивными, в том числе и в процессе формирования кураторских стратегий. Так, в центре автоэтнографического исследования Эллен Сэмпсон находятся тесные взаимоотношения одежды и тела. По наблюдению автора, наша особая привязанность к тому или иному предмету гардероба со временем неизбежно сказывается на его внешнем облике: любимые вещи изнашиваются, растягиваются, рвутся и застирываются быстрее других (см. статью Э. Сэмпсон «Слияние и отчуждение: одежда, ее создатель, потребитель, отношения „я и не-я“» в контексте модных практик«).

На эти следы человеческого присутствия (переделанные манжеты, расставленные рукава, вытертости, потертости и заплаты) обращает особое внимание Бетан Байд в статье «Следы ношения: изношенная материя из музейной коллекции одежды как форма прикосновения к памяти». Автор подчеркивает, что «наше знание о прошлом и понимание его укоренены в теле, а одежда и ткани играют особую роль в воспроизведении прошлого, поскольку перенимают форму тела, которое облекают, и хранят следы „пота и грязи повседневности“».

Байд убеждена, что следы эти могут стать ценнейшим источником информации как для музейного работника, который отвечает за хранение, так и для куратора, который может использовать «мемориальный» потенциал вещи, работая над концепцией выставки и организацией пространства, и, наконец, для посетителя, который сможет выстраивать гораздо более интимные и эмоционально заряженные связи между выставленными предметами и собственными воспоминаниями.