• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Социальный порядок и практическая мудрость ходьбы в толпе

В статье предлагается вернуться к рассмотрению «толпы» как объекта социологического анализа. На заре социологии толпа привлекала внимание социологов, поскольку была наглядным воплощением социальных сил, превосходящих отдельных индивидов, а также служила символом глубоких социальных преобразований, происходивших в конце XIX — начале XX веков. Благодаря анализу толп первые социологи (Г. Зиммель, Р. Парк, М. Вебер, Э. Дюркгейм) смогли противопоставить психологической трактовке массовых социальных явлений сугубо социологический подход. Однако во второй половине XX века толпа стала малоинтересной для социологии, поскольку не соответствовала ни задачам исследователей «больших» социальных структур, ни точке зрения последователей интеракционистских подходов. В настоящей статье показывается, что толпу можно снова сделать социологически интересной, если рассмотреть ее с точки зрения повседневных практик участников. В этих повседневных практиках реализуется специфическая форма фронесиса, т.е. практической мудрости, технического умения, сопряженного со способностью морального суждения о том, какое действие является хорошим, а какое — плохим. В статье показывается, что изучение практической мудрости ходьбы в толпе требует особых понятий и методов, которые можно найти в феноменологии и этнометодологии. В статье предлагается использовать для анализа толп три таких понятия: феноменальное поле, ориентированный объект, фигурация деталей. При помощи этих понятий анализируются методы производства ситуативного социального порядка толпы, связанные с управлением скоростью и траекториями движения, следованием друг за другом, остановками и торможениями и вливанием в толпу. Такой анализ позволяет показать, что совместное производство социального порядка толпы ее участниками носит ситуативный характер, т.е. заключается в придании локальным сценам повседневной жизни знакомости и понятности и предполагает оценку локальной адекватности совершаемых действий.