Так исторически сложилось, что автомобиль стал символом прогресса западного, в особенности американского, капитализма. В начале века он ассоциировался с успехами научного менеджмента и был признаком престижного потребления; в эпоху Генри Форда, став знаковым продуктом массового производства, превратился в метафору мобильности и свободы, а в поп-культуре 1960-х - в желание-на-колёсах. Большой автомобиль, удобный для поездок на работу, загородных прогулок, свиданий и длинных путешествий, стал частью американской мечты. Этому способствовала и развитая сеть прекрасных автодорог, появившаяся в ХХ веке. Рождение и жизнь автомобиля в СССР - это совершенно другая история, со своими особенными метафорами, многие из которых сегодня уже забыты, а иные переосмысливаются и реконструируются в практиках символического потребления, в сообществах фанатов советских олдтаймеров, в киноремейках и новой продукции масскульта.
Статья посвящена изучению связи внеклассных структурированных занятий спортом с употреблением алкоголя среди студентов из учреждений начального и среднего профессионального образования (СПО) Санкт-Петербурга. Данные, собранные в 2014 году, содержат информацию о занятиях индивидуальными и командными видами спорта и частоте употребления алкоголя студентами из 29 учреждений СПО (всего 2935 учащихся, средний возраст 17 лет, 77% юношей). Результаты порядковой логистической регрессии показывают, что внеклассные структурированные занятия спортом слабо связаны с рисковым поведением. Установлено, что (1) существуют различия в частоте употребления алкоголя между юношами и девушками; (2) занятия командными видами спорта положительно связаны с вовлечением в рисковое поведение; (3) занятия командными видами спорта способствуют вовлечению в рисковое поведение как юношей, так и девушек; (4) достижение совершеннолетия сильнее связано с риском алкоголизации, чем внеклассные спортивные занятия. Для понимания того, являются ли полученные выводы уникальными для спортивных внеклассных занятий или универсальными для всех внеклассных занятий, предполагающих командную работу молодых людей, необходимы дальнейшие исследования.
На основе данных «Ценностного исследования Ш. Шварца» (Schwartz Value Survey), собранных в 1990-е гг., сравниваются базовые ценности российских учителей и их европейских коллег из 27 стран. Сравнение показало, что средний российский учитель крайне высоко ценит безопасность и, напротив, крайне низко ценит возможность наслаждаться жизнью и получать удовольствие. Еще по четырем ценностям российские учителя смещены к одному из краев европейского ценностного спектра: они чаще опережают других европейцев по важности личного успеха, богатства и власти, а также послушания и следования традициям, и, напротив, чаще отстают по приверженности ценностям самостоятельности, равенства, толерантности, помощи окружающим, сохранения природы. Установлено ценностное сходство россиян и представителей ряда стран, близких к России по уровню экономического и политического развития. Ценностные особенности отечественных учителей (совпадающие, как показано, с особенностями российского населения в целом) резко отличаются от распространенных идеологических стереотипов и интерпретируются авторами как культурные барьеры, препятствующие успешному функционированию и развитию российского общества.
В статье представлены результаты социального анализа барьеров развития государственно-частного партнерства (ГЧП) в России. Цель анализа - в оценке соответствия этого типа партнерства интересам и мотивам участвующих в нем сторон - государства и бизнеса, а также гражданского общества; эмпирическая база - материалы опроса экспертов - представителей академического сообщества, бизнеса и государства, имеющих опыт участия в подобных проектах или ведущих исследования механизма ГЧП. Сделан обзор зарубежных исследований, посвященных проблемам практической реализации данного механизма за рубежом. Основной вывод исследования - не столько неразвитость законодательной базы, сколько недостаток должного уровня компетенций и, главное, мотиваций со стороны представителей государства, а также отсутствие механизмов участия гражданского общества, которое гарантирует публичность и открытость взаимодействия частных компаний и госструктур, является барьером развития партнерства между государством и бизнесом в России.
Рецензия на книгу: Беспредельная социология. Сборник эссе к 60-летию Виктора Воронкова / Под ред. О. Паченкова, М. Соколова, Е. Чикадзе. СПб.: УНСИ, 2005.
В статье исследуются онтологические основы воображения российских пространств в контексте цивилизационного развития.
В основе статьи лежит понимание природы чужака и группы, предложенное Георгом Зиммелем. Присутствие чужака признается одним из необходимых элементов для осознания и поддержания сплоченности группы. Основное внимание уделено специфике взаимодействий группы и чужака — тому, каким образом группа поддерживает собственные границы и предотвращает проникновение чужака в свою общность. Рассмотрены причины, по которым чужой не принимается группой и не может стать ее полноценным членом. Предполагается, что группа имеет, поддерживает и конструирует границы: с одной стороны, ограничивающие то, что находится внутри группы, ее единство и солидарность; с другой — препятствующие сближению чужака с группой, проникновению его во внутреннюю систему взаимодействий. Границы в работе понимаются как особые пространственные ограничения или социальные практики, которые детерминируют социальные взаимодействия.
Статья посвящена анализу теоретических подходов к исследованию ностальгии в социальных науках. Рост интереса к прошлому и феномену коллективной памяти способствовал более широкому обсуждению ностальгии как важного элемента взаимодействия индивидуального и общественного сознания с прошлым. Исчезновение советского блока в Центральной и Восточной Европе придало новый импульс ностальгическим настроениям, что повы-сило интерес исследователей к посткоммунистиче-ской ностальгии как массовому феномену. В ста-тье делается обзор текущих концепций ностальгии и высказываются соображения по дальнейшему теоретическоой экспликации поня-тия.
Рассказ о российском социологе Юрии Леваде.