• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Гендерное (не)равенство в детском саду: материнские нарративы о скрытом учебном плане и девичей идентичности

Чередеева А. А., Савинская О. Б.

В статье актуализируется значимость изучения дошкольного девичества как особой культуры, в рамках которой формируется гендерная идентичность дошкольницы. Изучение этого процесса проведено на примере изучения материнской рефлексии дошкольного образования девочек в детском саду. Основной исследовательский вопрос направлен на реконструкцию имплицитных, заложенных в «скрытом учебном плане» практик, формирующих девичью идентичность через принятые и навязываемые обществом нормы женственности посредством анализа материнского восприятия практик детского сада. Эмпирическая база исследования – 11 индивидуальных интервью с матерями девочек-дошкольниц и 4 «диадных» интервью с матерями и их дочками 4-7 лет, собранные весной 2016 года. Детальный анализ материнского описания различных видов деятельности в детском саду показывает, что «скрытый учебный план», конструирующий девичью идентичность, пронизывает весь распорядок дня дошкольниц: выбор образовательной траектории, сюжетно-ролевую игру, прогулку, сон, одежду и внешний вид, праздники. Анализ собранных интервью показал, что матери поддерживают гендерные элементы воспитания ребенка в детском саду, выдвигая свои аргументы согласия и обоснования принятых в детском саду воспитательных практик. Они в партнерстве с детским садом формируют «скрытый учебный план», навязывающий девочке традиционную модель женственности, создают практики социализации, которые задают узкие рамки конструирования девичей гендерной идентичности, лишая возможности идти по индивидуальной образовательной траектории, формируя свою неповторимую личность. Гендеризованный «скрытый учебный план» оказывается действенным механизмом формирования дошкольного «девичества» и стартовых рамок дальнейшей гендерной социализации в школе. Детский сад не только готовит девочку к обучению в школе, он готовит ее быть «девочкой» в школьные годы, усваивать предлагаемые обществом нормы, предписанные школьному возрасту.