• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Психофизиологические основы диспозициональной суверенности

Психологическая суверенность представляет собой адаптивное качество субъекта, обусловливающее укрепление психологического благополучия в разных проявлениях и потому чрезвычайно востребованное в повседневной жизни.  Эмпирическое исследование посвящено уточнению того,  в какой степени психологическая суверенность как черта личности  задана и ограничена психофизиологическими особенностями индивида. Теоретической основой исследования стали теория психологической суверенности С. К. Нартовой-Бочавер, специальная теория индивидуальности В. М. Русалова, теория чувствительности к подкреплению Дж. Грея и теория саморегуляции Е. Хиггинса и А. Круглянски. Выборку составили 260 респондентов, представителей студенческой молодежи (55 мужского пола, Mвозраст = 20,7 лет). Использовались опросники: «Суверенность психологического пространства – 2010» (Нартова-Бочавер, 2014), шкала ингибиции/активации (the BIS/BAS Scales) (Карвер и Уайт, 1994), шкала оценки/движения (Locomotion and Assessment Scales) (Круглянски и др., 2000) и шкала продвижения/предотвращения (Promotion/Prevention Scale) (Локвуд, Джордан и Кунда, 2002). Обнаружены значимые отрицательные связи  суверенности только с характеристиками, отвечающими за подавление поведенческой активности; связей с параметрами активации поведения не обнаружено. Регрессионный анализ показал, что ингибиция и восприимчивость к предотвращению неудач представляют собой анти-предикторы суверенности; психофизиологических предикторов укрепления суверенности не обнаружено. Результаты обсуждаются с точки зрения Теории черт Г.Олпорта и Модели черт как чувствительности к ситуациям (traits as situational sensitivities, TASS) М.Маршалл и Дж.Брауна. Делается вывод о том, что психологическая суверенность, будучи предметно-содержательной характеристикой индивидуальности, развивается прижизненно как результат опыта разрешения потенциально депривирующих ситуаций. Результаты обсуждаются в контексте перспектив развития суверенности: выделена группа риска развития суверенности, однако слабость обнаруженных регрессионных моделей оставляет широкие возможности для педагогических, воспитательных и психотерапевтических воздействий. Библиогр. 21 назв.