• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 9 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Липатов С. А., Несмеянова Р. К. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2018. Т. 8. № 2. С. 193-207.

В статье отражены результаты изучения взаимосвязей воспринимаемого типа корпоративной культуры и индивидуальных характеристик работников. Рассматривались такие переменные, как «вид организационной идентификации», «потребность в идентификации», «тип привязанности к организации», «соответствие индивидуальных и организационных ценностей». В исследовании принял участие 61 человек, сотрудники двух коммерческих организаций (консалтинговой компании и образовательного учреждения), занимающие как руководящие, так и исполнительные должности. Им предлагалось заполнить анкету, составленную из пяти частей. Данные математически обрабатывались с помощью корреляционного анализа (коэффициент ранговой корреляции Спирмена) и детального анализа семи субшкал методики Л.Константина: «стиль лидерства и управления», «стиль коммуникации», «ориентация на изменения», «индивидуальные/групповые ориентации», «стиль координации системы», «шкала рабочей среды», «стиль решения проблем и принятия решений». Обнаружена общая тенденция к стремлению работать в атмосфере открытой корпоративной культуры (адаптивной, имеющей обширную сеть коммуникаций и ориентированной на сотрудничество), которая взаимосвязана с позитивным эмоционально-оценочным отношением к ней. При этом сотрудники осознают важность наличия в рабочем процессе компонентов, свойственных культуре закрытого типа (соблюдение регламента, четкое распределение ролей и обязанностей). Кроме того, высокий уровень согласованности личных ценностей с организационными обычно сочетается с невысокой вероятностью появления избегающего вида привязанности. Дальнейшая разработка заявленной темы является перспективной и востребованной и подразумевает более детальное исследование существующих взаимосвязей через призму всех участвующих в ней переменных, уточнение меры их взаимного влияния и направления связей.

Добавлено: 16 февраля 2019
Статья
Логинов Н. И., Спиридонов В. Ф. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2017. Т. 7. № 4. С. 343-364.

Дается краткая характеристика подхода «Воплощенное познание», а также рассматривается структура данной области знания в соответствии с используемыми типами объяснительных моделей. Анализируются три направления современных исследований в рамках подхода «Воплощенное познание»: феноменологический подход, теория динамических систем, неоэкологический подход. В рамках феноменологического подхода рассматриваются два независимых направления: нейрофеноменология, предполагающая использование методов феноменологии в когнитивных исследованиях, и феноменология-как-точка-отсчета, делающая акцент на использовании идей и представлений феноменологов на этапе экспериментального планирования. Описываются теории симуляции, занимающие промежуточное положение между феноменологическим подходом и подходом «Укорененное познание». Рассматриваются ключевые элементы неоэкологического подхода, в рамках которого выделяются два направления, каждый из которых предлагает свой вариант описания перцептивно-моторного взаимодействия. Первое направление апеллирует к понятию репрезентации и представлено в первую очередь теорией общего кодирования. Второе направление использует понятие аффорданса и предлагает несколько решений проблемы измерения аффордансов. Рассматриваются основания для использования теории динамических систем в когнитивной психологии на примере изучения природы ошибки «А-не-Б» в современных исследованиях когнитивного развития. Обсуждается актуальный статус теории динамических систем в когнитивных исследованиях. В заключении дается общая характеристика ценности и новизны описанных подходов.

Добавлено: 19 июля 2018
Статья
Логинов Н. И., Спиридонов В. Ф. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2017. Т. 7. № 1. С. 24-42.

В статье описывается один из основных трендов развития когнитивной психологии — теоретические модели, связанные с исследованиями воплощенного познания (Embodied cognition). Фиксируются недостатки классического символьного подхода — первого теоретического направления, сложившегося в  когнитивной психологии в  1950–70-е  гг. Выделяются основные направления подхода, связанного с воплощенным познанием: укорененное познание, энактивизм, феноменологический подход, неоэкологический подход, теория динамических систем. Подробно характеризуются два первых.

Добавлено: 19 июля 2018
Статья
Тихонов Р. В., Морошкина Н. В. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2016. № 4. С. 75-87.

Изучалось влияние диадного взаимодействия на применение имплицитных знаний в задаче перцептивной категоризации. На первом этапе участники выполняли задачу по запоминанию изображений из целевой категории, а  на втором и  третьем этапах классифицировали новые стимулы. В диадном условии второй этап выполнялся в паре с другим участником, а третий — индивидуально. В индивидуальном условии участники самостоятельно проходили все три этапа. Имплицитные знания проявились в обоих условиях, но их устойчивость во времени была выше после работы в парах. Уровень осведомленности о неявной закономерности в обоих условиях оказался крайне низким, однако участники диад упоминали меньше нерелевантных характеристик стимулов в  качестве значимых в  постэкспериментальном опросе. Полученные результаты свидетельствуют о  том, что диадное взаимодействие способствует применению имплицитных знаний.

Добавлено: 23 февраля 2019
Статья
Ерицян К. Ю. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2016. № 2. С. 98-106.

В последнее время во всем мире наблюдается снижение охвата вакцинацией, обуслов-ленное негативными установками населения по отношению к ней. В настоящей статье была поставлена задача количественно оценить применимость модели убеждений в отношении здо ровья (Health Belief Model) и ее отдельных компонентов в формировании паттернов вак-цинации на выборке российского населения. Использовалась подвыборка лиц, имеющих несовершеннолетних детей (N=260), из репрезентативного телефонного опроса совершеннолетних жителей Санкт-Петербурга. Исследование показало, что около 20 % респондентов не полностью вакцинируют своих детей, причем 4 % родителей полностью их не вакцинировали при отсутствии медицинских показаний. Наиболее предиктивным компонентом модели в отношении паттерна вакцинации является представление о безопасности вакцинации для детей. Воспринимаемая уязвимость и тяжесть предотвращаемых заболеваний не являются значимыми предикторами отказа или согласия с вакцинацией. 

Добавлено: 6 марта 2018
Статья
Тихонов Р. В., Аммалайнен А. В., Морошкина Н. В. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2018. Т. 8. № 3. С. 214-242.

Сознательные переживания, которые сопровождают когнитивную деятельность и  относятся к  процессу ее протекания, называются метакогнитивными чувствами. Существует несколько десятков терминов для обозначения их разновидностей: «чувство уверенности», «чувство близости к решению», «чувство знания», «чувство знакомости» и многие другие. Одни исследователи предполагают, что за этими терминами стоят разные психические явления, другие же указывают на их сходство. В статье приведены описания метакогнитивных чувств, рассмотрены их классификации, а также сформулированы два подхода к пониманию функций и содержания метакогнитивных чувств. «Специфический подход» предполагает, что метакогнитивные переживания изначально несут в себе информацию об источнике их возникновения, помогая отслеживать и регулировать протекание психических процессов. В рамках «неспецифического подхода» метакогнитивные переживания выполняют скорее сигнальную функцию, сообщая о  результате работы неосознаваемых процессов, но  без информации об их содержании и источнике. При этом задача сознания заключается не в прямом управлении нижележащими процессами, а в том, чтобы обнаружить причины возникновения неспецифического сигнала. Проблема многообразия метакогнитивных чувств по-разному разрешается в выделенных подходах. В специфическом подходе многообразие метакогниций является закономерным следствием работы разных психических процессов, которые и порождают разные субъективные переживания. С позиции же неспецифического подхода множество метакогнитивных чувств возникает на более поздних этапах обработки информации в  результате атрибуции неспецифического сигнала тем или иным психическим явлениям либо объектам окружающего мира.

Добавлено: 23 февраля 2019
Статья
Нартова-Бочавер С. К. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2018. Т. 8. № 4. С. 370-380.

Психологическая суверенность представляет собой адаптивное качество субъекта, обусловливающее укрепление психологического благополучия в разных проявлениях и потому чрезвычайно востребованное в повседневной жизни.  Эмпирическое исследование посвящено уточнению того,  в какой степени психологическая суверенность как черта личности  задана и ограничена психофизиологическими особенностями индивида. Теоретической основой исследования стали теория психологической суверенности С. К. Нартовой-Бочавер, специальная теория индивидуальности В. М. Русалова, теория чувствительности к подкреплению Дж. Грея и теория саморегуляции Е. Хиггинса и А. Круглянски. Выборку составили 260 респондентов, представителей студенческой молодежи (55 мужского пола, Mвозраст = 20,7 лет). Использовались опросники: «Суверенность психологического пространства – 2010» (Нартова-Бочавер, 2014), шкала ингибиции/активации (the BIS/BAS Scales) (Карвер и Уайт, 1994), шкала оценки/движения (Locomotion and Assessment Scales) (Круглянски и др., 2000) и шкала продвижения/предотвращения (Promotion/Prevention Scale) (Локвуд, Джордан и Кунда, 2002). Обнаружены значимые отрицательные связи  суверенности только с характеристиками, отвечающими за подавление поведенческой активности; связей с параметрами активации поведения не обнаружено. Регрессионный анализ показал, что ингибиция и восприимчивость к предотвращению неудач представляют собой анти-предикторы суверенности; психофизиологических предикторов укрепления суверенности не обнаружено. Результаты обсуждаются с точки зрения Теории черт Г.Олпорта и Модели черт как чувствительности к ситуациям (traits as situational sensitivities, TASS) М.Маршалл и Дж.Брауна. Делается вывод о том, что психологическая суверенность, будучи предметно-содержательной характеристикой индивидуальности, развивается прижизненно как результат опыта разрешения потенциально депривирующих ситуаций. Результаты обсуждаются в контексте перспектив развития суверенности: выделена группа риска развития суверенности, однако слабость обнаруженных регрессионных моделей оставляет широкие возможности для педагогических, воспитательных и психотерапевтических воздействий. Библиогр. 21 назв.

Добавлено: 28 сентября 2018
Статья
Ерицян К. Ю., Антонова Н. А. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2019. Т. 9. № 1. С. 32-44.

На сегодняшний день накоплен большой эмпирический материал в отношении детерминации такого вида просоциального поведения, как донорство крови и ее компонентов, установок и норм в отношении него, эффективных вмешательств по привлечению и удержанию доноров. Целью нашей работы стала систематизация и синтез полученных в эмпирических исследованиях данных о факторах, способствующих и препятствующих привлечению и удержанию доноров крови, и построение единой модели, которая учитывала бы как факторы различного уровня, так и неоднородность самого донорства как социально-психологического феномена. Основной данного обзора послужили результаты семи систематических обзоров и метаанализов эмпирических исследований донорства крови, выполненных в течение последних десяти лет. Основной результат: предложена уровневая модель факторов привлечения и удержания доноров крови. Установки и поведение в сфере донорства формируются на нескольких уровнях: на индивидуально-личностном, уровне ближайшего социального окружения и уровне внешней среды, включая характеристики системы донорства крови. Интервенции — вмешательства, направленные на стимулирование донорства крови, — действуя через эти естественные факторы или же напрямую, способствуют продвижению доноров по так называемым стадиям донорской карьеры — от первичного, однократного донорства к регулярному. Несмотря на значительное количество опубликованных исследований, более пристальный анализ показывает, что далеко не все феномены, обнаруженные в самоотчетах доноров крови и ее компонентов, были проверены в исследованиях с дизайном, позволяющим говорить о наличии корреляционных или причинно-следственных взаимосвязей. Большинство рассмотренных исследований проведено в западных странах. Оценка применимости и эффективности разработанных вмешательств в российских социокультурных условиях представляет собой отдельную важную исследовательскую задачу.

Добавлено: 31 октября 2019
Статья
Колантаевская А. С., Гришина Н. В., Базаров Т. Ю. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2016. № 4. С. 51-62.

В статье обсуждается проблема изучения человека в ситуациях жизненных изменений. Рассматриваются различные объяснительные модели соотношения ситуационных и личностных переменных как детерминант поведения человека, обосновывается необходимость изучения стилевых особенностей поведения человека в ситуации изменений. Раскрывается конструкт «стиль реагирования на изменения», предложенный Т. Ю. Базаровым и М. П. Сычевой в качестве промежуточного соединяющего звена между ситуацией, социальной средой и личностью. В качестве примера ситуации жизненных изменений приводится ситуация поступления в университет и начала периода студенчества. Описываются результаты исследования динамики самодетерминации студентов первых курсов и ее особенности в зависимости от стиля реагирования на изменения. Библиогр. 19 назв. Ил. 1. Табл. 4.

Добавлено: 18 марта 2017