• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Наследники Хлебникова: Генрих Сапгир, Геннадий Айги, Александр Кондратов, Сергей Бирюков

Павловец М. Г., Орлицкий Ю. Б.

В статье рассматривается литературная практика и теоретическая рефлексия по поводу личности и творчества выдающего русского поэта начала ХХ века, творческого лидера русского футуризма Велимира Хлебникова, содержащаяся в текстах четырех современных поэтов, позиционирующих себя как неофутуристы и наследники великого «будетлянина»: Генриха Сапгира, Геннадия Айги, Александра Кондратова и Сергея Бирюкова, представляющих разные регионы распространения русского авангарда и как минимум два его поколения.

Рассматриваются основные направления наследования современными поэтами творческим принципам и стратегиям Хлебникова: использование словотворчества, зауми, анаграммирования и палиндромии, свободного и гетероморфного стиха, апелляцию к визуальности и звучащему слову, инфантильного дискурса.

Фиксируются основные формы отсылок к Хлебникову в произведениях новых поэтов: упоминания его имени, названий произведений, имен героев, цитирование текстов Хлебникова.

Показаны конкретные авторские стратегии и конкретные техники наследования. Для Сапгира это – практически весь спектр указанных особенностей манеры предшественника, в первую очередь – использование авторского словотворчества и зауми, неоднократные упоминания самого поэта и его героев в поэтических и драматических текстах.

Айги положительно отзывается о Хлебникове в своих эссе и стихотворениях, посвящает юбилею поэта специальный стихопрозаический текст, а также активно использует разработанные им типы стиха, особенно – гетероморфный стих.

Кондратов позиционирует Хлебникова как своего главного предшественника в своих программных документов, посвящает ему свои поэтические тексты, часто цитирует тексты предшественника.

Бирюков наследует у старшего поэта конкретные приемы творчества (неологию, заумь, анаграммирование и палиндромию, визуальную и «звучарную» поэзию, творческое поведение), а также делает его героем своих стихов, цитирует стихи и прозу Велимира.

Отмечается, что произведения современных поэтов, созданные «по следам» Хлебникова, отличает рационализм стратегий и техник, отсутствовавший у футуриста. Перечисляются также авторы, наследующие традиции Хлебникова, но не упоминавшиеся в статье.