?
Социально-перцептивный образ различных социальных групп в сознании подростков
В статье приводятся результаты исследования, целью которого являлось изучение социально-перцептивных представлений подростков о таких социальных группах, как родители, одноклассники, учителя, полицейские и чиновники. В исследовании приняли участие 7000 старшеклассников из различных городов и сел Российской федерации в возрасте от 14 до 18 лет. Отдельно рассматриваются представления подростков, обучающихся в школах для лиц с девиант- ным поведением (127 человек), данные сопоставляются с общей выборкой. Для составления социально-перцептивных образов различных социальных групп была использована методика «80 прилагательных» А.А. Реана. Для оценки связи предпочтений в выборе дескрипторов и специфики группы испытуемых были использованы таблицы сопряженности, статистическая значимость оценивалась с помощью критерия Хи-квадрат. На основании полученных результатов можно сделать вывод о преобладании положительных характеристик при описании родителей, негативных характеристик при описании полицейских и чиновников, при описании одноклассников и учителей использовались как поло- жительные, так и отрицательные характеристики. Выявлены статистически значимые связи предпочтений в частоте выбора различных характеристик при описании представителей социальных групп и специфики испытуемых.