• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Российско-украинский кризис: была ли моральная паника?

Logos et Praxis. 2017. Т. 16. № 2. С. 93-99.

В статье предпринимается попытка социологического осмысления российско-украинского кризиса, начавшегося в феврале 2014 г. и продолжающегося до сих пор. Предметом рассмотрения в настоящем исследовании является соотношение стратегий освещения российско-украинского кризиса в информационных и общественно-политических программах федеральных телеканалов («Новости», «Время», «Время покажет» (Первый канал); «Вести», «Вечер» с Владимиром Соловьевым» (ВГТРК («Россия 1», «Россия 24»)); «Сегодня», «Место встречи» (НТВ)) и реакций общества на них. Используется комплекс методов: количественный контент-анализ, дискурс-анализ, серия онлайн-опросов в социальной сети «ВКонтакте» на тему «Панические социальные настроения и телевидение» (n = 400). Хронологические рамки исследования: декабрь 2014-го - декабрь 2016 года. На основании авторского социологического исследования делается вывод, что российско-украинский кризис спровоцировал панические социальные настроения как один из типов моральной паники в результате рисков в отношении жизнеспособности общества, потенциальной угрозы разрушения социальных границ. Что касается социальных изменений, в 2014 г. было проведено авторское социологическое исследование методом полуструктурированного интервью, в ходе которого эксперты (менеджеры различных типов СМИ, интернет-активисты, преподаватели кафедры журналистики, а также руководители социологических центров и лабораторий (n = 10)) отметили консолидацию общества в результате российско-украинского кризиса.Более двух лет данная тема сохраняла за собой первое место в повестке дня. Однако в 2016 г. вследствие относительной стабилизации обстановки на Украине в информационных программах федеральных телеканалов в семь раз сократилось количество эфирного времени на освещение этого вопроса. Уровень панических социальных настроений в отношении российско-украинского кризиса также снизился в три раза (в 2014 г. данной проблемой были обеспокоены 69 % респондентов, в 2016 г. - 21 %). На основании проведенного исследования автор прогнозирует, что падение медиаинтереса неизбежно может привести к рецессии панических социальных настроений в отношении российско-украинского кризиса, постепенной выработке у индивидов социального иммунитета к данному явлению.