• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Кто популярен в школе: умные, красивые или независимые?

Вопросы образования. 2017. № 4. С. 171-198.

С  целью выявления представлений современных российских подростков о  популярности, определения ее критериев и  оценки гендерных различий в  факторах популярности проведены 62 полуструктурированных интервью с учениками 9–11‑х классов из 15 школ и анкетирование 2376 школьников 9‑х  классов из 55 школ. Обнаружено, что 40–50% школьников отвергают само понятие «популярный» на основании того, что оно означает неравенство и  неравноправие. Такие представления, по мнению авторов, обусловлены преобладанием в российском обществе ценностей коллективизма в  противовес ценностям индивидуализма. Ученики, которых их сверстники считают популярными, характеризуются просоциальным поведением. Самой частой характеристикой популярного подростка является «душа компании»; несколько реже использовались критерии «привлекательно выглядит», «очень умный(ая)», «не признает авторитетов». Девушек чаще называют популярными за  внешнюю привлекательность и  умение модно одеваться, юношей — за  спортивные успехи, споры с  учителями, независимость и  умение постоять за  себя. Ум и  общительность одинаково важны для популярности юношей и девушек. Авторы приходят к  выводу, что представления о  популярности у  российских подростков отличаются от  сложившихся в западной школьной культуре. Высокий статус в классе связан с социальным одобрением и поддержкой, академическими успехами и просоциальным поведением. Ключевые слова: школа, подростки, воспринимаемая популярность, гендерные различия.