• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Об одном атрибуте деятельного ума у Аристотеля.

В статье рассматривается один из атрибутов деятельного ума — ἕξις, а также
сравнение деятельного ума со светом. В трактате «О душе» (III.) Аристотель, уподобляя
деятельный ум свету, характеризует его как «некое свойство» (ὡς ἕξις τις). Именование
деятельного ума как ἕξις и его сравнение со светом рождает двоякую сложность.
() Можно ли, будучи свойством (как переводится ἕξις в русском варианте «О душе»),
одновременно оставаться субстанцией — быть «несмешанным, отделенным, вечным, бессмертным»?
Очевидно, что ἕξις подразумевает нечто иное, чем просто свойство или качество,
в связи с чем в статье делается небольшой обзор этого термина у Аристотеля.
() Аристотелевское уподобление деятельного ума свету представляет собой просто оборот
речи или нечто большее? Анализ природы света («О душе», II.) показывает, что
уподобление Аристотелем ума свету — не столько метафора, сколько последовательное
объяснение того, как проявляет себя в человеческой душе деятельный ум. Поскольку
термин ἕξις Аристотель относит и к свету, и деятельному уму, то прояснение феномена
света должно содействовать и прояснению того, что есть деятельный ум. В ходе исследования
автор обращается к интерпретациям тех комментаторов Аристотеля, у которых
также проблематизируется этот параллелизм света и деятельного ума.