• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

"Реалистический поворот" в современной эпистемологии, философии сознания и философии науки? Материалы круглого стола.

Вопросы философии. 2017. Т. 1. С. 5-38.
Родин А. В., Дубровский Д. И., Иванов Д. В., Карпенко А. С., Левин Г. Д., Лекторский В. А., Мамчур Е. А., Пирожкова С. В., Пружинин Б. И., Смирнова Н. М., Труфанова Е. О., Черткова Е. Л.

На протяжении нескольких последних столетий развитие эпистемологии, философии сознания и фи-
лософии науки в западной традиции характеризовалось “субъектоцентризмом” и вытеснением онтологи-
ческой проблематики. Поэтому антиреализм как в эмпиристской философии (Беркли, Юм, Мах), так и в
философском трансцендентализме (Кант, Гуссерль) был доминирующей философской тенденцией. “Линг-
вистический поворот” в аналитической философии в XX в. был связан с трактовкой метафизики и онтоло-
гии как набора псевдопроблем. Антиреализм характерен и для модного сегодня постмодернизма. На эволю-
цию антиреалистических трактовок познания и сознания повлияло в XX в. и развитие естественных наук, в
частности, таких областей физики, как квантовая механика, имеющая дело с ненаблюдаемыми объектами и
особой ролью прибора. До недавнего времени казалось, что позиции философского антиреализма непоко-
лебимы. Но сегодня все более набирают силу реалистические тенденции в эпистемологии, философии со-
знания и философии науки. Это связано с такими популярными концепциями и идеями, как экстернализм
в эпистемологии и философии сознания, идеи энактивизма и ситуативного познания в философии созна-
ния и когнитивной науке, структурный реализм в философии науки. Участники “круглого стола” обсужда-
ют эти тенденции и пытаются показать, что в рамках современного философского реализма можно по-но-
вому понять ряд традиционных философских проблем и вместе с тем осмыслить возможности и границы
познания, возможное будущее человека. Делается попытка показать связь современного философского ре-
ализма с разрабатываемыми в отечественной философии концепциями деятельностного и культурно-исто-
рического понимания познания.