• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Социальная ответственность бизнеса в представлениях собственников и менеджеров малых и средних организаций России

Организационная психология. 2018. Т. 8. № 1. С. 13-52.

Авторы статьи исследуют отношение собственников и менеджеров российских компаний малого и среднего бизнеса к социальной ответственности бизнеса (СОБ).  Эмпирическую базу проведенного исследования составили 57 фокусированных интервью с представителями российских компаний малого и среднего бизнеса (МСБ) из Центрального федерального округа России. Исследование позволяет оценить индивидуальные мотивы поведения, влияние ценностных установок, факторы, определяющие практику СОБ  малых и средних предприятий в России.

Анализ интервью показал, что при отсутствии комплексного понимания термина «социальная ответственность бизнеса» представителями российских компаний малого и среднего бизнеса, на уровне микро-практик встречаются многочисленные и разнообразные примеры социально-ответственного поведения компаний МСБ, что позволяет сделать вывод о распространении норм этичного и ответственного поведения в малом и среднем бизнесе. Результаты исследования продемонстрировали, что у компаний рассматриваемого сегмента в большей степени развита внутренняя форма социальной ответственности.  Из 7 направлений социальной ответственности бизнеса согласно стандарту ИСО26000 наиболее важными, с точки зрения опрошенных представителей МСБ, являются взаимоотношения с потребителями (1 место по числу упоминаний респондентов), ответственное отношение к работникам (в виде стабильной выплаты заработной платы, вложений в образование и повышение квалификации сотрудников, обеспечения дополнительного медицинского и социального страхования; создания привлекательных рабочих мест; обеспечения охраны и безопасности труда) (2 место по числу упоминаний респондентов), окружающая среда (экологическая деятельность) (3 место по числу упоминаний), добросовестные деловые практики (4 место).

Результаты исследования подтверждают, что социально-ответственная практика российских компаний МСБ обуславливается не только требованиями закона, но и в значительной степени личными ценностными установками, опытом и представлениями собственников бизнеса. Некоторое влияние на эту практику оказывают и работники предприятий МСБ. Представители малого и среднего бизнеса видят пользу от социально ответственного поведения в виде построения долгосрочных, основанных на взаимном доверии отношений с ключевыми для компании группами стейкхолдеров, включающих, прежде всего, потребителей, персонал и представителей местного сообщества.