• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Критика художеств: языки русского искусствознания конца XVIII – первой трети XIX века

Новое прошлое. 2018. № 1. С. 158-179.

Автор статьи анализирует условия становления и процесс создания языка российского искусствознания в конце XVIII – первой трети XIX века. Посредством этого языка оценки и описания создавалось в XIX веке представление о специфике национального (русского) искусства. До сих пор в исследовательской литературе главный источник искусствоведческих понятий виделся во франкоязычных письмах Д.А. Голицына о парижских выставках и современных произведениях искусства. Эти послания изучались в российской Академии художеств и использовались для создания учебников по теории искусства. В данной статье анализируется процесс обогащения этого воспринятого языка концептами немецкого романтизма (Лессинга и Винкельмана), а также медико-топографических исследований Российской империи. Эти два источника позволили создателю первого искусствоведческого журнала В.И. Григоровичу формулировать заказы художникам на национальную тематику, формировать культуру видения зрителей и обосновывать существование в «мире искусства» «русской школы».