Статья
The power of Semen. Aristotle and some Galen's Fallacies
In this paper, I try to demonstrate how critical empiricism and philosophical reasoning intertwine with each other and affected the development of medicine. It is a case study considering the problems of generation and semen in the writings of Aristotle and Galen via relationship between such concepts as matter, form, movement, change, causes and some others. The main question addressed in the paper is the reason of Galen’s return to Hippocratic paradigm of two-semina (male and female). I argue that the reason is two-fold: 1) Different philosophical reasoning and erroneous understanding of some aspects of Aristotle’s embryological model by Galen. 2) Empirical discoveries, which proved to be wrong. I demonstrate that Galen’s understanding of form/matter relationship, and his view on matter as an underling principle conditioned his understanding of the notion of physical change, that allowed him to speak about conception only as quantitative mixture between equal substrata. Finally, I show that Galen’s view on teleology and his limited understanding of formal/final vs efficient causes and their relationship forced him to claim the inadequacy of Aristotle’s biology and necessitated Galen to introduce emendations in definitions of seminal faculties of genders and reproductive fluids.
Здоровье ассоциируется прежде всего с той областью, которой занимаются медицина и социальный институт здравоохранения, а также с естественно-научным знанием. Постановка соответствующих вопросов в контексте гуманитарного знания может показаться вторжением на чужую территорию. Однако нерешенность проблем, связанных с сохранением здоровья россиян, указывает на недостаточность привычных, чрезмерно тех-нократичных подходов к их решению. Естественно-научные взгляды на феномен здоровья должны быть дополнены гуманитарными подходами. Автор считает, что можно и нужно:
• осуществить комплексные меры по повышению ценности жизни человека и его здоровья как главного приоритета общества и государства, наряду с задачей улучшения социальных условий;
разработать и реализовать срочную программу по снижению смертности от внешних причин, включая меры борьбы с алкоголизмом путем восстановления государственной монополии на производство и продажу алкоголя, ограничения его продажи, усиления контроля и ответственности за его качество; проводить в жизнь просветительские, правовые и другие меры по перенаправлению средств населения, затрачиваемых на "целительство", в пользу качественных медицинских услуг и оздоровительных практик; инициировать междисциплинарные исследования феномена здоровья, включая медицинскую антропологию и социальную психологию, с целью формирования позитивных жизненных установок; расширить изучение адаптационных аспектов здоровья - от типов жилища до этики экологоориентированного поведения; изучать здоровье отдельных социальных групп и территориально-этнических сообществ, прежде всего категорий населения и жителей регионов с неудовлетворительными показателями.К последней группе следует отнести прежде всего малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также некоторые профессиональные сообщества, включая, кстати, самих ученых и медиков.
The well-known sixth definition of the sophist in the homonymous dialogue contains a discussion of the elenchus (230b4-e3) which is often referred to as a manifestation of the late Plato’s attitude towards this method of argumentation. It is generally assumed that the definition of the sophist ‘of noble lineage’ given here should be attributed to Socrates as represented in earlier Plato’s dialogues. Since the elenchus is associated mainly with Socrates, little, if any, attention has been paid to the elenchus in the Sophist itself. This is only partly due to the fact that Socrates is not a leading character in the dialogue; more significantly, ever since Robinson the elenchus has been believed to be an essential preliminary — but a preliminary only — to the constructive search of knowledge. The Sophist, on the contrary, pursues a rather positive task of defining the sophist and, moreover, seems to complete this task successfully — not by means of the elenchus, but by means of the diairesis. The scope of this paper is to demonstrate that the mention of the elenchus at 230b4-e3 is not merely retrospective, and to draw attention to the elenctic dimension of the whole dialogue.
В работе рассматривается, как решается в античной и средневековой философии проблема единства/множественности миров и проблема вечности/сотворения мира. В античной философии, согласно одной тенденции, мир один, един, уникален (элеаты, Платон, Аристотель). Согласно второй, существует множество миров (пифагорейцы, атомисты). Сторонники первого направления расходились в вопросе о вечности мира. Сторонники второго дискутировали, существуют одновременно или последовательно сменяют друг друга? Эти вопросы сохраняются в средневековой христианской философии. Но если вопрос об актуальном существовании нашего мира как уникального и единственного решен положительно, то на вопрос, мог ли Бог ограничиться лишь творением нашего мира, не дан однозначный ответ. Св. Фома Аквинский предлагает доказательства уникальности мира – два “от авторитета” и три собственных.
Между двумя рассматриваемыми онтологиями существует глубокий и поразительный параллелизм. Это параллелизм фактически настолько близкий, что делает возможным построение некоего словаря, с помощью которого можно было бы переводить характеристические высказывания витгенштейновской онтологии в характеристические высказывания аристотелианской онтологии, и наоборот.
Книга "Множественное тело" нидерландского антрополога Аннмари Мол - это этнографическое и философское исследование, посвященное дисциплинарному, онтологическому и политическому устройству медицины. Мишенью автора становится дисциплинарное разделение, опирающееся на фундаментальное разграничение между культурным и природным: истина о самом заболевании как состоянии человеческого тела монополиирована естественными наукаим, а на откуп социальным наукам отдано изучение недуга как болезни, рассматриваемой исключительно в контексте ее интерпретации и жизненных обстоятельств пациента. Проблематизировать это различие позволяет внимание к практическим и техническим аспектам осуществления заболевания и человеческого тела. Этнографически исследуя практики диагностики и лечения пациентов с атеросклерозом в больнице Z, Аннмари Мол показывает, что единое связное заболевание, как и единое связное тело - это не данность, а результат конкретных действий.
В статье предложен анализ генезиса и функционирования термина «эзотерика» от античности через Средневековье и Новое время к современности. Рассматриваются различные варианты его употребления и термины заменители: «оккультизм», «эзотеризм». Описаны основные современные академические концепции эзотеризма и перспективы его исследования как феномена в рамках религиоведения.
Издание включает в себя материалы Девятой международной научной конференции РАИЖИ (Российской ассоциации исследователей женской истории), местом проведения которой в 2016 году избран Смоленский государственный университет.
Очередная конференция РАИЖИ посвящена исследованию различных аспектов материнских и отцовских практик, социальной политики и области родительства в прошлом и настоящем. В сборнике представлены междисциплинарные исследования материнства/отцовства историков, этнологов, антропологов, социологов, демографов, социальных работников, деятелей культуры. Проблематика докладов, присланных на конференцию, охватывает такие смысловые поля, как методологические проблемы изучения родительства, процесс социального контруирования идеалов материнства/отцовства, эмоциональные переживания мтерей и отцов, медикализация родительства, культуры деторождения, отношение к семье и родительству в традиционных и современных культурах, материнство/отцовство в маргинальных контекстах, гендерные, этноконфессиональные, социальные особенности материнских/отцовских ролей и статусов, репродуктивное поведение в прошлом и настоящем, материнство в контексте феминистской идеологии, репрезентация материнства и отцовства в искусстве и литературе и др.
Общероссийская конференция с международным участием призвана способствовать объединению усилий представителей гуманитарных и социальных наук во имя создания междисциплинарной научной структуры по изучению родительских практик в прошлом и настоящем, актуализировать перспективные исследовательские поля в изучении материнства/отцовства.
Упоминание об эленхосе в «Софисте» (230а–e) традиционно рассматривается как ретроспективное. Но, как подсказывают некоторые параллели с «Софистическими опровержениями» Аристотеля, в самом диалоге эленхосу отведена важная роль. Столкнувшись с мнимым опровержением (парадокс о невозможности лжи), собеседники оказываются в ситуации апории. Аристотель советует разрешать подобные апории при помощи диэрезы, то есть различая разные смыслы высказывания и устраняя двусмысленность. Именно по этому пути идут Чужеземец и Теэтет.
В статье рассматриваются взгляды Л.Н. Толстого в качестве не только яркого представителя, но и завершителя эпохи Просвещения. Сопоставление его идей с философией Спинозы и Дидро позволяет прояснить некоторые аспекты произошедшего в этом завершении перехода к уникальному толстовскому религиозно-философскому учению. Специальному анализу подверглись общие и специфические черты трех философов. Особое внимание уделено способу мышления, представленному в учении Толстого, Спинозы и Дидро, их отношению к науке, специфике их мировоззрения. Важным аспектом понимания стало раскрытие противоречия между образом мыслей и образом жизни трех философов. Исследована природа творческого мышления в их философии. У Дидро она описана через концепт парадоксализма, у Спинозы – через понятие целостности, у Толстого – через метод сцепления, обнаруженный им в литературном творчестве. Если для европейских просветителей образ мышления напрямую связан с природой человека, представленный как единство natura naturans и natura naturata, то для Толстого важнее всего некое априорное чувство жизни, пропитанное верой в Бога и инстинктом самоотдачи – любви к Высшему и другим людям. Метод сцепления уводит Толстого от прямого продолжения просветительских идей, делая значимым обращении не только к разуму, но и к творческой интуиции. Показан переход Толстого от рационального восприятия жизни к ее религиозным и экзистенциальным основаниям. Толстой постепенно уходит от идеи природного человека к идее человека, живущего по заповедям Христа. Показано, что начав с просветительского мировоззрения, Толстой заканчивает созданием религиозно-философского учения, характерного для начала ХХ века.
Материалы ежегодного международного научного форума, посвященного актуальным проблемам гуманитаристики.
This important new book offers the first full-length interpretation of the thought of Martin Heidegger with respect to irony. In a radical reading of Heidegger's major works (from Being and Time through the ‘Rector's Address' and the ‘Letter on Humanism' to ‘The Origin of the Work of Art' and the Spiegel interview), Andrew Haas does not claim that Heidegger is simply being ironic. Rather he argues that Heidegger's writings make such an interpretation possible - perhaps even necessary.
Heidegger begins Being and Time with a quote from Plato, a thinker famous for his insistence upon Socratic irony. The Irony of Heidegger takes seriously the apparently curious decision to introduce the threat of irony even as philosophy begins in earnest to raise the question of the meaning of being. Through a detailed and thorough reading of Heidegger's major texts and the fundamental questions they raise, Haas reveals that one of the most important philosophers of the 20th century can be read with as much irony as earnestness. The Irony of Heidegger attempts to show that the essence of this irony lies in uncertainty, and that the entire project of onto-heno-chrono-phenomenology, therefore needs to be called into question.
Статья посвящена концепциям техники в творчестве братьев Эрнста и Фридриха Георга Юнгеров. Проблема взаимосвязи техники и свободы рассматривается в широком контексте немецкой критики культуры начала XX в. и дискуссии о технократии до и после Второй мировой войны.
В сборнике представлены труды секции "Востоковедение" XLIII Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс», состоявшейся в Новосибирском государственном университете в 2005 г.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.