• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Аффордансы и категории: одинаков ли эффект совместимости по отношению к объектам с разным категориальным статусом?

Котов А. А., Носов А. В.

В исследованиях, проводимых в рамках экологического подхода к познанию, показано, что при воспри- ятии предмета автоматически активируется моторная программа, связанная с предоставляемыми этим предметом возможностями (аффордансами). Проявляется эффект совместимости: в задаче категоризации предметов по нере- левантному для моторного действия признаку ответ той же рукой, которой выполнялось бы действие с предметом, дается быстрее, чем ответ другой рукой. Однако неясно, влияет ли на проявления эффекта совместимости катего- риальный статус предмета (типичный/нетипичный представитель категории). В настоящем исследовании задача совместимости предварялась задачей на формирование категорий. Экспериментальной группе (n=20) предъявля- лись искусственные изображения сковород, которые нужно было разделить на две категории; давалась обратная связь о правильности или ошибочности ответа. Предметы варьировались по высоте стенок (признак, релевант- ный для категоризации, но нерелевантный для моторного действия) и направлению ручки (признак, нерелевантный для категоризации, но релевантный для действия). Контрольной группе (n=20) данная задача не предъявлялась. Обе группы (экспериментальная — сразу после формирующей задачи) выполняли задачу на эффект совместимо- сти: категоризировали сковороды по цвету ручки, давая ответ правой или левой рукой. Направление ручки (налево/ направо) либо совпадало с той рукой, которой нужно было давать ответ (совместимые пробы), либо нет (несовме- стимые пробы). Высота стенок также варьировалась: она соответствовала типичным либо нетипичным представи- телям искусственно сформированной категории. В результате нам не удалось обнаружить влияние категориального статуса примера категории на эффект совместимости. Полученные результаты обсуждаются в контексте роли про- цесса научения в активации моторных программ.