• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Религиозное учение Никколо Макиавелли в современных интерпретациях: сравнительный анализ

В этой статье излагаются наиболее важные особенности религиозной концепции Никколо Макиавелли и анализируются её ключевые интерпретации. Двумя главными из них являются республиканизм и штраусианство. Республиканизм возник ещё в эпоху Просвещения, в то время как штраусианство было основано лишь в середине XX века. Тем не менее, можно утверждать, что оба направления уходят корнями в эпоху Просвещения, поскольку, по сути, Лео Штраус в своей интерпретации возрождает идеи критиков философии Макиавелли XVIII века, таких как, например, Вольтер. Республиканизм видит в Макиавелли основателя «языка гражданского гуманизма», человека, заложившего основы современного республиканского дискурса. Штраусианство же предъявляет Макиавелли обвинения в аморальности и антирелигиозности, утверждая, что он косвенно повлиял на все политические проблемы современности. Оба направления исследуют весь корпус идей Макиавелли, включая его религиозное учение. В последнее время республиканизм стал преобладать над штраусианством, благодаря работам Маурицио Вироли Макиавелли» (1998) и «Бог Макиавелли» (2010), в которых он подрывает основы штраусианской интерпретации. В этой работе мы рассмотрим интерпретацию Вироли и попытаемся понять, чья интерпретация является наиболее проработанной.