• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Компетентностные профили чиновников в современной России

Кутергина Е. А., Санина А. Г.

Статья посвящена изучению особенностей профессиональной деятель- ности чиновников в России, а именно актуальным, с их точки зрения, компетенциям, которые составляют основу их специальности и воспро- изводятся в том числе посредством высшего образования. Декомпозиция профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих является фактором легитимации бюрократической профессии, укрепления доверия в обществе к этой социальной группе. Однако, чтобы они могли соответствовать современным экономическим, политическим и социальным вызовам, необходимо обновление состава компетенций государственных и муниципальных служащих – это позволит профессии развиваться, формировать изменяющуюся, а не кристаллизующуюся структуру профессии. Наше внимание сосредоточено на деятельностных характеристиках профессии чиновника. Разработана и апробирована методология по составлению компетентностных профилей служащих. Методология включила несколько этапов: (1) деятельностный подход к анализу компетенций, заключенных в образовательных стандартах по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управ- ление», с последующей их трансформацией до дескрипторов; (2) анкетный опрос на базе дескрипторов; (3) анализ результатов анкетного опроса с помощью статистического пакета SPSS. На основе данных анкетного опроса федеральных и региональных государственных гражданских служащих (n=401) и муниципальных служащих (n=333) Санкт-Петербурга были выявлены приоритетные для чиновников знания и навыки и сфор- мированы компетентностные профили для различных уровней власти, включающие ранжированное представление 54-х видов профессиональной деятельности. В результате проведенного исследования получены следу- ющие выводы. Во-первых, деятельностные характеристики государствен- ных и муниципальных служащих находятся зависимости от должности и от положения в структуре госслужбы. Во-вторых, стандартизация профессиональной деятельности чиновников должна быть основана на подробном анализе компетентностных профилей чиновников различных уровней власти, а также смыслов и предпочтений, которые вкладывают сами государственные и муниципальные служащие в профессиональные практики. В-третьих, формирование компетенций чиновников имеет двойственный характер и отражает противоречия между рутинизацией профессиональной деятельности и необходимостью совершенствования компетенций чиновника с учетом текущих изменений.