• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Восприятие современной национальной кинопродукции молодёжной аудиторией кинотеатров

Астахова Н. В., Скопинцева В. С.

Статья посвящена результатам исследования, направленного на анализ восприятия образа современной российской кинопродукции у наиболее активной аудитории кинотеатров – молодёжи. Национальное кино рассматривается  как один из важных инструментов воспроизводства национальной идентичности. Успешность национального кинематографа связывается с тем, как зрители воспринимают и оценивают его качество, готовы ли воспринимать аутентичным, непохожим на продукцию других стран. Восприятие российских национальных фильмов рассматривается,  главным образом,  как зрительские установки в отношении их качества - наиболее «значимых» элементов фильма и их субъективная оценка.

Исследование выполнено в качественном дизайне и базируется на анализе результатов, собранных в рамках полевого этапа, а также вторичных данных фокус-групп и открытых вопросов из базы данных компании, специализирующейся на исследовании в области кино.

Результаты исследования показали, что образ российской национальной кинопродукции в представлениях молодёжной киноаудитории часто носит негативный характер. К ключевым причинам негативных установок в сложившемся образе можно отнести регулярные «неудачи» российского кинематографа, нестабильность качества кинопродукции; отрицательный образ национальной кинопродукции, создаваемый и поддерживаемый в том числе популярными видеоблогерами; непрестижность похода в кинотеатр на российские фильмы (нежелание отождествлять себя с «типичным» зрителем отечественного кино); ошибочное приписывание успеха некоторых российских фильмов участию в их производстве голливудских производителей; негативный имидж системы государственной поддержки кинематографа.

Также мы обнаружили, что при оценке качества национальных фильмов, зрителя, важны не столько их «технические» характеристики (например, качество изображения, спецэффекты и т.д.), сколько «содержательные» (сюжет, самобытность, непохожесть на зарубежные кинокартины). По отношению к отечественным картинам молодёжная аудитория  более требовательна – чтобы получить положительную оценку, российский фильм должен восприниматься как оригинальный и самобытный, в то время как западные картины, напротив, зачастую воспринимаются как предсказуемые  и шаблонные, но при этом более привлекательные.