?
«Пироскаф» Боратынского: жанровый и метрический контекст
Новый филологический вестник. 2017. № 4(43). С. 70-83.
Статья посвящена рассмотрению стихотворения Е.А. Боратынского «Пироскаф» в его метрическом и жанровом контексте. Анализ формальной и содержательной структуры «Пироскафа» позволяет увидеть в нем значимые переклички с одами Г.Р. Державина, балладой В.А. Жуковского «Суд Божий над епископом», а также произведениями П.А. Катенина, А.П. Беницкого и других поэтов конца XVIII – начала XIX вв. Сложное соотношение разнородных жанровых элементов «Пироскафа» позволяет уточнить представление о жанровой природе поздней лирики Е.А. Боратынского.
Научное направление:
Филология и лингвистика
Приоритетные направления:
гуманитарные науки
Язык:
русский
Сибирцева В. Г., Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой 2021 Т. 2 С. 173-182
В статье рассматривается музыкальность творчества выдающегося немецкого поэта Ф. Г. Клопштока в различных проявлениях: на семантическом, композиционном и акустическом уровнях. Отдельное внимание уделяется религиозной эпопее «Мессиада» и малоизвестным переводам гимнов Клопштока, опубликованных в нотных изданиях ХХ века. «Мессиада» представляет собой словесную симфонию, отражающую разнообразные сферы душевной деятельности: мистические, идеалистические чувства, любовное движение души. Малые лирические ...
Добавлено: 12 июля 2021 г.
Пасько Ю. В., Вестник Томского государственного университета. Филология 2019 № 62 С. 238-247
Статья посвящена исследованию парадигматических связей ранней поэзии Марины Цветаевой с немецкой поэтической традицией второй половины 18-го века, которое проводится на основе сравнительного интертекстуального анализа стихотворения «Девочка-смерть» Марины Цветаевой и баллады «Рыбак» И. В. фон Гете, при этом в анализе используются как другие произведения немецкой поэзии, так и тексты Марины Цветаевой, необходимые для создания необходимого контекста. ...
Добавлено: 21 октября 2018 г.
Гельфонд М. М., Вестник Владимирского Государственного Университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых. Социальные и гуманитарные науки 2014 № 4(4) С. 34-42
Работа посвящена неопубликованной статье Иосифа Бродского о Боратынском, написанной в Норенской в 1965 году и хранящейся в архиве поэта. Данная статья рассматривается в нескольких контекстах: рецепции Боратынского в поэзии ленинградского андеграунда, формирования биографического мифа Бродского и поэзии Бродского 1960-х годов. В частности, высказывается предположение о том, что предпринятое Бродским сопоставление двух изданий Боратынского сыграло значительную ...
Добавлено: 15 декабря 2015 г.
Пронина Т. Д., Новый филологический вестник 2015 № 1 (32) С. 82-99
В статье рассматривается использование Мандельштамом одических топосов в «Грифельной оде» в рамках собственного авторского задания. Дискурсный анализ текста – выявление перформативной стратегии лирического высказывания – позволяет автору статьи проследить взаимодействие стихотворения с одической жанровой традицией и доказать, что в нем, тем не менее, реализуется иной жанровый инвариант. ...
Добавлено: 1 марта 2017 г.
Pavel Uspenskij, Russian Linguistics 2021 Т. 45 № 1 С. 105-121
В статье анализируется статус пословиц и поговорок в русской культуре и литературном языке первой трети XIX века. В первом разделе обсуждается амбивалентное отношение к паремиям у ‘шишковистов’ и ‘карамзинистов’. Использование пословиц и поговорок в художественных текстах 1800–1830-х годов (прежде всего, в поэзии) позволяет заключить, что паремии должны были проходить строгий вкусовой отбор. Во второй части статьи ...
Добавлено: 10 мая 2021 г.
Азаренков А. А., Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология 2015 Т. 25 № 6 С. 78-82
В статье рассмотрены различные аспекты категории «красноречия» в эстетической системе Бродского, реконструируемой на материале эссеистики и интервью поэта. «Красноречие» становится одним из конструктивных принципов поэтики «больших стихотворений» Бродского, одновременно выходящих за рамки лирических и эпических жанров. Большие объемы стихотворного текста удерживаются не фабулой или системой персонажей, а единством риторических воздействий. Язык «больших стихотворений» находится в ...
Добавлено: 17 октября 2019 г.
Пронина Т. Д., Новый филологический вестник 2014 № 3 (30) С. 96-104
На материале одного из стихотворений О.Э. Мандельштама автор статьи проводит исследование жанрового инварианта оды. Категория жанра используется как инструмент углубленного прочтения литературного текста. В работе развивается теоретическое воззрение на лирический род поэзии как на перформативную форму художественного письма. ...
Добавлено: 1 марта 2017 г.
Гельфонд М. М., М. : Биосфера, 2012
Книга посвящена взаимодействию лирики Е.А. Боратынского с русской поэзией ХХ столетия. В ней последовательно рассматриваются многие значимые "отражаения" Боратынского в поэзии его далеких преемников - от старших символистов до поэзии ленинградского андеграунда 1960-80ых годов. Книга адресована специалистам-филологам, учителям-словесникам, студентам, аспирантам и всем, кто интересуется русской поэзией. Рукопись книги стала победителем конкурса "Отечественная гуманитарная мысль: вклад ...
Добавлено: 25 октября 2013 г.
М. : Новое литературное обозрение, 1998
Эта книга является опытом хронологической систематизации всех известных к сегодняшнему дню фактов жизни и творчества русского поэта Е.А. Боратынского. Более половины из 1400 дат Летописи - даты либо уточненные, либо впервые введенные в научный оборот. Зафиксированы все документально подтверждаемые случаи общения Боратынского с А.С. Пушкиным, А.А. Дельвигом, П.А. Взяемским, В.А. Жуковским. И.В. Киреевским и другими ...
Добавлено: 17 сентября 2015 г.
Русинова О. Е., Древняя и Новая Романия 2013 Т. 11 № 1 С. 428-447
В 1775 году, когда в Лиссабоне праздновали инаугурацию конного монумента королю Жозе I, выполнивший его скульптор Жоакин Машаду де Каштру (1731-1822) опубликовал торжественную оду в честь короля и его статуи. В статье делается попытка реконструировать обстоятельства появления этой мало известной оды и предложить три возможных уровня её прочтения: в качестве портрета монарха, репрезентации памятника и ...
Добавлено: 8 декабря 2015 г.
Бодрова А. С., Летняя школа по русской литературе 2018 Т. 14 № 1 С. 51-64
В статье рассматривается история издания «Стихотворений» 1835 года, рецепция сборника в критике и его влияние на дальнейшую литературную судьбу Баратынского. Анализируя публикации поэта 1835–1836 годов, автор статьи показывает, что запоздалый выход сборника заслонил в глазах читателей новые выступления Баратынского в «Московском наблюдателе» («Последний поэт», «Недоносок» и др.), а композиция поэтической книги не позволила отметить его тексты начала ...
Добавлено: 28 августа 2018 г.
Успенский П. Ф., Сендерович С. Я., Studi Slavistici 2022 Т. XIX № 1 С. 49-61
Этюд посвящен стихотворению Евгения Баратынского «Были бури, непогоды…» (1839). В нем подробно анализируется семантическое развитие текста, которое приводит к «сильному» и несколько парадоксальному финалу, вызывающему особое читательское переживание. Понять, как смыслы пуанты стихотворения формируются в рамках его смыслового развития, — одна из задач работы. Одновременно нас интересовали фольклорные черты стихотворения: повторения, параллелизм, использование поэтики паремии. ...
Добавлено: 8 июня 2022 г.
Андреев М. Л., Studia Litterarum 2017 Т. 2 № 3 С. 82-93
В статье рассматривается особый, выделявшийся самим автором жанр дра- матургии Корнеля — «героическая комедия». Автор считал его положение сре- динным между двумя главными драматическими разновидностями, трагедией и комедией, и вместе с тем обособлял данный жанр от трагикомедии, пик популяр- ности которой пришелся как раз на начало театральной деятельности Корнеля. Стандартная трагикомедия в первой половине XVII ...
Добавлено: 20 октября 2017 г.
Андреев М. Л., Вопросы литературы 2017 № 4 С. 9-19
В статье анализируются жанровые особенности пьес А. СуховоКобылина на фоне сложившихся к его времени конвен ций. Выясняется, что во всех трех осуществляется определенный сдвиг по отношению к жанровому канону. Менее всего это ощутимо в «Свадьбе Кречинского»: для сюжетной схемы, которая здесь проиг рывается, возможно даже выстроить предысторию — как с отдален ными, так и с ...
Добавлено: 20 октября 2017 г.
Гельфонд М. М., Критика и семиотика 2020 № 1 С. 351-362
Статья посвящена вымышленной творческой истории стихотворения Б. Л. Пастернака «Сказка», изложенной в романе «Доктор Живаго». Соотношение реальной и «романной» истории создания акцентирует внимание на избранном размере – трехстопном хорее – и его семантике. Рассмотрение первого этапа вымышленной истории «Сказки» позволяет прочертить значимые смысловые связи между «Гамлетом», «Сказкой» и «Гефсиманским садом» и увидеть в них инвариантные ...
Добавлено: 7 июля 2020 г.
Успенский П. Ф., Тарту : University of Tartu Press, 2014
Книга-диссертация посвящена раннему творчеству выдающегося поэта В. Ф. Ходасевича (1886-1939). В центре внимания находятся обусловленные русским символизмом жизнетворческие практики поэта, а также его книги «Молодость» (1907), «Счастливый домик» (1914) и подборка стихов из литературного сборника «Ветвь» (1917). Эти тексты рассматриваются как трехступенчатая эволюция Ходасевича, являющаяся, в целом, инверсивным повторением поэтической эволюции А. А. Блока. Особое внимание ...
Добавлено: 16 октября 2014 г.
Павловец М. Г., Литература в школе 2012 № 4 С. 30-31
Статья посвящена юбилею известного литературоведа, главного редактора учебно-методических комплексов по литературе для кшоле и вуза В.В. Агеносова ...
Добавлено: 9 марта 2015 г.
Андриянец В. А., Тирош труды по иудаике 2016
В данной статье исследуется поведение конвербного наращения –et в устной и письменной речи носителей языка идиш. С помощью, в основном, корпуса устной речи EYDES и поисковой машины Google исследуется география феномена, а также стилистические особенности его употребления. ...
Добавлено: 10 декабря 2015 г.
Аль-Фарадж Е. А., Вестник Русской христианской гуманитарной академии 2013 Т. 14 № 1 С. 179-187
В данной статье речь идет о малоизученном тексте янсенистского автора Пьера Николя, который посвящен вопросам эстетики. Этот текст оказывается моментом кристаллизации традиции перед ее решающим обновлением. Николь характеризует идею красоты с точки зрения понятий, которые также находятся в центре классицистических доктрин -- природа, разум, единство, истина. В данной статье проводится семантический анализ понятия красоты, которое ...
Добавлено: 18 ноября 2013 г.
Власенко С. В., Галимов А. Р., Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология 2012 Т. 10 № 2 С. 21-28
Рассматривается понимание термина «банкротство» носителями современного русского, английского и французского языков как юристами, так и неюристами, участвующими в профессиональной коммуникации. Анализируется семный состав термина на основе лексикографических и законодательных дефиниций. ...
Добавлено: 4 октября 2012 г.
Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2020
Сборник содержит статьи, подготовленные по материалам докладов Международной научной конференции «Национальные коды в языке и литературе» (Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Институт филологии и журналистики, 31 октября – 2 ноября 2019 г.). Рассматриваются актуальные проблемы функционирования русского языка в синхронии и диахронии в разных коммуникативных сферах. Особое внимание уделяется исследованию языка как фактора национальной ...
Добавлено: 30 сентября 2020 г.
Никитина Е. В., [б.и.], 2010
Добавлено: 6 апреля 2013 г.
Глебова Д. С., Славяноведение 2020 № 4 С. 30-49
До 1016 г. версии «Повести временных лет» (ПВЛ) по ее основным киевским спискам и по Новгородской первой летописи младшего извода (Н1Лмл.) обычно соотносятся либо как близкие копии, либо как расширенная/сжатая редакции одного текста. Это правило нарушается лишь в рассказе о конфликте Ярослава и новгородцев под 1015–1016 гг. Здесь ПВЛ и Н1Лмл. соотносятся скорее как пересказы ...
Добавлено: 28 сентября 2020 г.
Воскобойников О. С., Казус. Индивидуальное и уникальное в истории 2019 С. 319-337
В статье исследуются дискурсы тела, бытовавшие в латинской литературе зрелого Среднвековья. Особое внимание уделено небольшой анонимной поэме "Чрево", созданной около 1200 года. Ее античный по происхождению сюжет обретает особое значение в рамках новой культуры, возникшей на Западе в XII-XIII вв. ...
Добавлено: 11 ноября 2019 г.